Противостояние России и ЕС на Каспии и новая газовая война совершенно не исключены, и даже вероятны, сказала в интервью «Новости-Азербайджан» директор Центра региональных политических исследований, доктор политических наук, профессор МГИМО (У) Ирина Бусыгина.
Как передает AZE.az, Совет Евросоюза одобрил мандат на проведение переговоров ЕС с Азербайджаном и Туркменией о заключении юридически обязывающего договора о строительстве Транскаспийского газопровода.
МИД РФ во вторник выразил удивление решением Совета ЕС по проекту Транскаспийского газопровода (ТКГ) и считает, что это может осложнить ситуацию в регионе.
На это тут же среагировал Брюссель в лице еврокомиссара по энергетики Эттингера, посоветовавшего Москве «не мешать этому проекту, который является составной частью системы «Nabucco».
«Фактически бюджетное благополучие России держится на получении ренты от продажи газа и нефти в европейские страны. Поэтому у России с ее экономическим профилем ситуация однозначная: ей просто нельзя допустить, чтобы европейцы нашли другие источники и других поставщиков ресурсов. Пока сохраняется нынешняя ситуация, Россия может поддерживать «виртуальный конфликт» с Евросоюзом в целях контроля внутренней ситуации в стране, и, европейцам вроде бы некуда деваться. А как только поставщики энергоресурсов будут диверсифицированы, Россия сразу потеряет это преимущество», – заявила Бусыгина.
С другой стороны, она полагает, что в ЕС нет доверия к российскому политическому режиму и его действиям и заявлениям.
«И эта ситуация сохранится и в будущем. Именно поэтому ЕС и считает вопросы поставок энергоресурсов относящимися к сфере безопасности. И вот эти принципиальные расхождения делают конфликты в будущем очень вероятными», – отметила Бусыгина.
По ее словам, Евросоюз начинает переговоры о строительстве каспийского трубопровода в Европу – при успешной реализации проекта Евросоюз сможет получать туркменский и азербайджанский газ, минуя территорию России.
«В свою очередь, Россия и Иран выступают против строительства любых газопроводов по дну Каспийского моря. Ситуация напряженная. Насколько вероятен успех европейцев? Полагаю, что ключевым моментом при ответе на этот вопрос являются разные основания заинтересованности в строительстве газовой инфраструктуры со стороны ЕС и России.
Для Евросоюза вопрос о реализации проекта Транскаспийского газопровода – это вопрос не только экономики и даже политики, это вопрос собственной безопасности. И именно с этих позиций рассматривается в Брюсселе настоятельная необходимость диверсификации поставщиков энергоресурсов в страны ЕС.
Евросоюз пугает не высокий уровень зависимости от поставок из России сам по себе, но тот факт, что это зависимость именно от России», – подчеркнула Бусыгина.
Политолог считает, что при этом Евросоюз находится в гораздо более сложной ситуации, чем Россия, и чем любое другое государство, именно потому, что ЕС – это НЕ государство.
«Так, мы видим, что интересы нефте- и газовых компаний и интересы государства в России практически неразделимы (я не буду говорить о том, хорошо это или плохо – но это факт). В ЕС ситуация принципиально иная: он не имеет возможностей использовать политические инструменты давления на компании государств-членов ЕС.
Такие возможности просто физически отсутствуют. В российских СМИ, напротив, часто пишут о том, как ЕС «политически давит», что свидетельствует либо о политической ангажированности СМИ, либо – всего лишь – о полном непонимании того, как устроен и функционирует Европейский Союз», – продолжает Бусыгина.
Она уверена, что в реализации проекта у ЕС возникнут серьезнейшие трудности, связанные не только с ограниченными возможностями ЕС (как следствия его природы), но давлением и противодействием проекту со стороны России и Ирана (в России сейчас позиция официальных лиц проста: да, надо мешать, и будем мешать!), но и с большими проблемами с ресурсной базой – т.е. с наполняемостью трубопровода.
«Однако, повторю еще раз, ЕС приложит максимум усилий для реализации проекта, поскольку для Союза это вопрос безопасности», – резюмировала Бусыгина.