Эксперт: Заявление Ирана о принадлежности ему половины акватории Каспия имеет политический характер

Заявление официального Тегерана об иранской принадлежности половины акватории Каспия связано с обострением иранской ядерной проблемы.

Как передает AZE.az, , заявил SalamNews замдекана исторического факультета МГУ, главный редактор информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа», российский политолог Алексей Власов прокомментировал SalamNews заявление иранской стороны о претензии на половину Каспийского моря в рамках Женевской конвенции.

«Этот вопрос поднимался и в середине 90-х годов, и, если я не ошибаюсь, пять или семь лет назад. Тегеран уже делал подобные заявления в отношении того, что Ирану должна принадлежать половина акватории Каспийского моря», – заявил А.Власов. По его словам, Иран в подобной ситуации ссылается на то, что он, как государство, не должен расплачиваться за распад СССР, а оставшиеся 50% пусть делят прикаспийские государства.

Он отметил, что Иран время от времени к этой теме возвращается. «Сейчас, я думаю, это связано с новым обострением ситуации вокруг иранской ядерной проблемы. Во-вторых, это проблема эмбарго на поставки нефти, которое намеревается ввести Запад», – подчеркнул политолог. Главред считает, что Иран подобным ответным шагом пытается продемонстрировать, что он готов пойти поперек переговоров по подписанию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, «предусматривающей совсем другие расклады». А.Власов объясняет это отсутствием поддержки со стороны государств каспийской пятерки в противостоянии Ирана Западу.

Говоря о состоянии процесса подписания договора, определяющего правовой статус Каспия, политолог подчеркнул, что каспийская тройка – Россия, Казахстан и Азербайджан – практически достигла согласия по вопросу, как следует делить акваторию моря. По его словам, осталось добиться согласия со стороны Тегерана и Ашхабада. «Ашхабад, как мне кажется, скажет свое слово последним, но не потому, что является главным тормозом переговорного процесса, а просто потому, что есть такое желание присоединиться к конвенции тогда, когда все остальные государства его подпишут», – сказал А.Власов, добавив, что нынешний президент Туркменистана является в полной мере продолжателем политики Сапармурата Ниязова.

«Мне кажется, что заявление Тегерана носит не характер технических комментариев предлагаемой модели, а является абсолютно прозрачным заявлением политической декларации, цель которой предупредить каспийскую четверку о том, что если соответствующие шаги в поддержку Тегерана не будут сделаны, то карты на столе будут смешаны», – добавил он, подчеркнув, что вопрос модели раздела Каспия в подобном случае для Ирана будет неважен. Политолог обозначил заявление иранской стороны, как недальновидное и невзвешенное.

«Цель понятна – смешать карты на столе переговоров и показать, что Тегеран здесь будет иметь решающее слово», – резюмировал он.