Женщины часто не досиживают в декретах, потому что боятся потерять работу, считает отечественный эксперт.
Как сообщает AZE.az, как заявила “Эхо” глава Женского кризисного центра Матанат Азизова, “женщины часто не досиживают в декретах, потому что боятся потерять рабочее место. А многие частные компании, вообще, обязывают своих сотрудниц выходить на работу через три месяца после родов, не давая возможность воспользоваться полным декретным отпуском. В противном случае их увольняют, или они попадают под сокращение”.
По словам эксперта, обычно женщины, работающие в государственных учреждениях, могут пользоваться полным декретным отпуском, не боясь при этом потерять работу. “Заработная плата в таких структурах невысокая, и лучше дольше просидеть дома, нежели тратиться на детские сады или нянек. Ко всему прочему, в таких организациях работает Трудовой кодекс и к вопросу материнства там относятся уважительно. В частном секторе же ситуация обстоит иначе. Заработная плата в частных компаниях относительно высокая, и сотрудницы боятся потерять работу. В случае же декретного отпуска работодатели разрешают своим работникам просидеть дома не более трех месяцев. В противном случае их просто увольняют или ставят под сокращение”, – повторила эксперт.
Как отметила М.Азизова, в Азербайджане декретный отпуск по закону составляет один год. При необходимости его продлевают до трех лет. А при особой необходимости – до шести лет, но уже за свой счет. “К сожалению, частные компании не учитывают данный пункт закона и предоставляют сотрудницам всего лишь три месяца. Для улучшения ситуации необходимо, чтобы при устройстве на работу женщина требовала заключения трудового договора. Затем необходима консультация с адвокатом, чтобы этот документ в будущем не ущемил ее права. Также в случае увольнения из-за декретного отпуска женщины должны подавать в суд на работодателей. В моей практике есть случаи, когда при наличии всех необходимых документов женщины выигрывали такие суды. Все это поможет сделать так, чтобы работодатели относились к “декретницам” справедливо и ответственно”, – отметила она.
Между тем женщины и в Украине не досиживают в декретах, потому что хотят зарабатывать и боятся потерять место. 87% украинских женщин выходят на работу до того, как ребенку исполнится три года, а каждая пятая не стала дожидаться, даже пока ребенку исполнится 6 месяцев. Таковы результаты опроса, проведенного Международным кадровым порталом Headhunter Украина.
Только в половине случаев работодатели адекватно реагировали на уход женщины в декретный отпуск – 57% женщин смогли воспользоваться льготами, выплатами и отпуском в полной мере. Остальные мамы либо ушли в декрет с урезанными выплатами, либо им предложили уволиться в той или иной форме. И при этом каждая пятая опрошенная считает: увольнение беременных – это нормальная практика.
По данным hh.ua, треть мам вышли из декрета пораньше, чтобы делать карьеру и развиваться, но для большинства женщин (60%) главной причиной стала потребность зарабатывать деньги. Также короткие декреты связаны с нежеланием работодателей ждать молодую маму больше года.
Только каждой четвертой маме удалось договориться с работодателем о гибком графике либо частичной занятости, а три четверти женщин сразу после декрета вышли на полный рабочий день. При этом идти навстречу личным обстоятельствам, предоставляя отгулы, удобный отпуск и т.д., согласились лишь 20% работодателей. Впрочем, неизбалованные хорошим отношением молодые мамы и сами считают: их личные проблемы не должны отражаться на работе.
Примечательно, что 5% опрошенных женщин полагают, что наличие маленького ребенка является уважительной причиной для отказа в любом случае, независимо от условий труда, а 41% женщин уверены: работодатель имеет право “подстраховаться”, спрашивая на собеседовании о планах женщины завести детей. Отметим, что во многих западных странах подобные вопросы запрещены законом как дискриминационные.
“Я за гендерное равенство и демократию во всех ее проявлениях, но когда у женщины нет выбора – это не гендерное равенство, – уверена директор социальных программ центра Разумкова Людмила Шангина. – Но у нас многие молодые мамы вынуждены работать просто потому, что средств одного работающего мужа не хватает на достойное существование всей семьи. В первую очередь нужно обеспечить адекватную цену труда и качественные рабочие места, чтобы каждый человек за счет своего труда имел возможность содержать семью” (“Комсомольская правда” в Украине).
Кстати говоря, в Беларуси женщина может уйти в декрет с 30-й недели беременности (в случае многоплодной беременности – с 28-й). Мамочке дается 126 дней оплачиваемого отпуска (140 при медицинских осложнениях), а в течение последующих трех лет за ней сохраняется рабочее место и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Если беременная встала на учет в женскую консультацию до 12 недель беременности, ее ждет единовременный бонус к основным выплатам.
Неработающим женщинам отпуск оплачивается в размере пособия по безработице за каждый календарный месяц, но не ниже минимального пособия по беременности и родам. В декретный отпуск вместо мамы может уйти папа.
В Японии в декрет можно уходить за 6 недель до предполагаемой даты рождения ребенка. Еще 8 недель “отдыха” дается мамочкам после родов. Все эти 14 недель женщинам платят их обычную зарплату. Но такая добросовестность свойственна, как правило, госучреждениям. В частных компаниях условия хуже и, к сожалению, являются в Японии нормой: хорошо, если заплатят только 2/3 от зарплаты, и то это может произойти не сразу. Через 2 месяца начинается отпуск по уходу за ребенком. Длится он максимум до момента достижения ребенком 1 года. И платят в это время уже только 30% от зарплаты, независимо от того, какова форма собственности того предприятия, где работала новоиспеченная мама. Правда, от уплаты страховок и прочих взносов на этот период освобождают. С выходом на работу женщинам выдают небольшое единовременное пособие – своеобразное поощрение за возвращение к трудовой деятельности.
Китайское законодательство в свое время на весь мир прославилось штрафами за каждого второго рожденного ребенка. Так власти боролись с высокой рождаемостью в стране. Сейчас, если второй малыш в семье все-таки появляется, на него просто не положено никаких социальных выплат. В Китае, чем старше женщина, тем дольше длится ее декретный отпуск. До 23 лет мамочкам положено только 90 дней, после 23-х женщину уже считают старородящей и дают 120 дней отпуска. По закону жительница Китая может взять декрет не ранее 7-го месяца беременности. Но китаянки стараются работать до последнего и уходят на больничный за пару недель до родов.
Жизнь местных мамочек и в США оставляет желать лучшего. Только в трех штатах – Калифорнии, Нью-Джерси и Вашингтоне – отпуск по беременности и родам оплачивается. В остальных случаях американские мамы могут рассчитывать только на 12 недель неоплачиваемого отпуска по беременности и родам при условии, что они работают в крупной (насчитывающей более 50 сотрудников) компании и трудятся там как минимум год. Единственное, на что точно может рассчитывать мама в США, – это на компенсацию по медицинской страховке 6-8 недель временной нетрудоспособности.
При этом правительство Калифорнии гарантирует компенсацию в размере 55% от средней зарплаты, в Нью-Джерси компенсация составляет всего 0,09% от обычного дохода мамы, а в Вашингтоне женщины могут рассчитывать на выплаты в размере до 250 долларов в неделю. Пособий по уходу за ребенком в США не предусмотрено. (Катар).
Учитывая то, что коренное население Катара предпочитает не работать и живет за счет эмигрантов, декретный отпуск – понятие актуальное здесь только для приезжих. Так как эта восточная страна совсем не заинтересована в увеличении рождаемости среди наемников, женщина тут имеет право только на 50 дней отпуска по беременности и родам. Причем может взять эти дни как перед родами, так и после. То есть до самого срока родоразрешения будущая мама может работать как полноценный член трудового коллектива.
Этот кратковременный декрет работодатель оплачивает в полном объеме. Затем женщина встает перед выбором: уйти в неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет (в 3 года катарские дети уже идут в школу), отдать грудного ребенка в ясли или найти няню.
Половина жительниц Катара вынуждена жертвовать материнством, потому что не хочет потерять рабочее место: не для того они приехали в Катар, чтобы заниматься домоводством. Также короткие декретные отпуска в Тунисе (4-8 недель), на Филиппинах и в Кении (8 недель), в Бахрейне (6 недель), а также Ираке, Йемене и Боливии (9 недель).
Самую благоприятную обстановку для декретниц создали в европейских странах. В Исландии при рождении ребенка семье выплачивают 25 тысяч евро и предоставляют маме 36 недель декретного отпуска с сохранением 80% заработной платы. Еще один демографический оазис – Швеция. Там декретный отпуск длится 18 месяцев, при этом первый год мама получает 80% от зарплаты, а если она работала в госконторе, то и все 100%.
В Германии полностью оплачиваемый декретный отпуск составляет 14 недель. При желании мать сама может остаться в няньках и первые два года получать пособие около 350 долларов в месяц. Во Франции это 16 недель с сохранением зарплаты. Затем мать имеет право на декрет и ежемесячное пособие на ребенка в размере 390 евро в течение 3 лет (interfax.by).