По словам отечественного эксперта, все, что связано с террором и сепаратизмом, должно быть исключено усилиями международного сообщества.
Как передает AZE.az, политолог Расим Агаев заявил «Эхо», что "то, что предлагают армяне, каталонцы, и до не давнего времени баски, когда начинают устраивать взрывы, стрелять, убивать – это агрессивный сепаратизм. Так в свое время сказал экс-глава МИД СССР и экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. То, что напрямую связано с террором, должно быть исключено усилиями международного сообщества. Где бы это не происходило".
Отметим, что накануне председатель правительства Испании Мариано Рахой вновь высказался против проведения опроса о независимости Каталонии, который, по его словам, противоречит законодательству страны. Ранее глава Каталонии Артур Мас заявил, что голосование 9 ноября будет проводиться не в форме референдума, а в форме опроса, своеобразной консультации с населением. Вопросы останутся прежними: "Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?", и "Если да, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?".
"Пока я здесь два дня говорю о банковском, экономическом союзах, об интеграции, о том, какое место в мире должен занимать ЕС, некоторые хотят отправиться во времена средневековья", – заявил Рахой после саммита Евросоюза в Брюсселе. Премьер напомнил: с 12 декабря 2013 года, когда Мас объявил о намерении провести референдум, он уже неоднократно заявлял, что его не будет и что Конституционный суд принял решение о замораживании подготовки к референдуму. "Правительство выполнит свой долг", – добавил Рахой. "Они хотят заменить незаконный процесс еще более антидемократическим", – подчеркнул он.
Премьер добавил, что поручил юридическим службам изучить подготовку к проведению опроса. "Будьте абсолютно уверены, что, как и в прошлый раз, если есть хоть малейшее нарушение закона, я обращусь в Конституционный суд", – сказал глава кабинета. КС Испании 29 сентября принял к рассмотрению иски правительства страны о несоответствии Основному закону указа Артура Маса о проведении референдума в Каталонии 9 ноября и закона об опросах, что автоматически означало приостановку их действия.
Правительство автономии сначала заявило, что подчинится КС, а затем отказалось от этого решения и по сути начало подготовку к референдуму, создав избирательную комиссию. Глава Каталонии Артур Мас 14 октября предложил альтернативный вариант референдуму, заявив о проведении опроса, который будет носить консультативный характер (РИА "Новости").
По словам Р.Агаева, при всей схожести всех разновидностей сепаратизма, которые имеются в Европе, Азии и страхах Африки, их нельзя сваливать в одну кучу, как это сейчас происходит. Каждый случай имеет свою специфику, свою историю, свои особенности и формы достижения поставленной цели.
"И когда начинаешь копаться, выясняется, что сепаратизм только тогда становится сепаратизмом, когда люди, которыми овладела идея национального самоопределения или отделения, либо создания автономии, избирают неправовой путь", – подчеркнул эксперт.
По словам Р.Агаева, это еще полбеды, т.к. неправовым путем можно привлечь граждан к митингу, либо участию к опросу. "А можно добиваться этого и с оружием в руках, как это делали ирландцы, либо армяне, которые нахрапом взяли, и все. По большому счету, это дикий способ", – продолжил он.
Эксперт отметил, что и в тот период в Нагорном Карабахе, и сейчас в Каталонии имеют место определенные правовые нарушения. "Поэтому мы с полным правом называем армян сепаратистами. Точно также действуют каталонцы. Армяне до сих пор говорят "народ арцаха". Какой это народ? Там живут армяне, они что, другой народ? Отсюда и идет смешение понятий, неправомерные трактовки. Проблему конституционного соотношения национального и общественного, Конституцию, правомерность знают не многие. Когда начинается смута, уже не до закона. Как это произошло в СССР", – отметил эксперт.
По словам Р.Агаева, прекрасный пример подала Великобритания с шотландцами. "И не столько Великобритания, сколько шотландцы. Долго и упорно шли к этому. Легитимным путем они хотели отделиться. Но не получилось. Лондон давил, вел закулисную борьбу с этим, собирал сторонников. Наверняка давал обещания. Однако и шотландцы, и англичане действовали в рамках существующих норм и традиций. И кроме того после того, как Лондону удалось настоять на своем, они перед лицом всей нации дали обещание ввести все необходимые реформы, которые назрели. Все это в науке называют эволюционным путем достижения цели, а революции предполагают легитимность".