Предстоящая встреча лидеров России, Азербайджана и Ирана в Баку вызвала неподдельный интерес среди политологов и журналистов. Хотя главная тема переговоров, в принципе, – это нагорно-карабахское урегулирование, однако иные вопросы повестки пока не озвучиваются, что порождает массу домыслов и версий. Из наиболее часто цитируемых – создание принципиально нового регионального союза.
Как передает AZE.az, новое объединение видит в будущем и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, предполагая, что в него войдут пять стран – Россия, Турция, Иран, Ирак и Сирия, столицы которых свяжет железная дорога. Помимо прочего, новый союз должен способствовать решению застарелых противоречий Кавказского региона, пишет haqqin.az.
«Азербайджану это будет очень выгодно. Будет снята проблема Нагорного Карабаха. Возможно, армянам вернут Арарат. Если Тегеран и Анкара будут дружить с Москвой, поезда пойдут по маршруту Москва-Баку-Тегеран-Багдад-Иерусалим-Дамаск-Анкара. Заработает железная дорога. Сколько грузов пойдет. Наша железная дорога доходит до Джульфы. Там чуть-чуть осталось. Будет очень хорошее развитие для всех стран», – сказал знаменитый российский либерал-демократ.
Генеральный директор Института Евразийского экономического союза – ЕАЭС Владимир Лепехин уверен, что переговоры с лидерами Южно-Кавказского региона вызваны тем, что Кремль в последнее время ищет новые возможности для активизации роли России на таком направлении, как Ближний и Средний Восток, в частности, с Ираном.
Так что, безусловно, нынешняя встреча несет серьезную геополитическую нагрузку, хотя у этого вектора, отмечает эксперт, много противников. Речь идет о расширении военно-политического сотрудничества с Тегераном и о подкреплении его экономическими проектами.
«По сути, мы наблюдаем выстраивание классической союзной системы, куда вписываются Азербайджан и Турция. Встреча лидеров Азербайджана, Ирана и России в Баку – новая страница в современной геополитике, открытие которой давно назрело, но тормозилось известными силами, стремящимися контролировать регион и каждую из названных стран по отдельности.
Все мы прекрасно понимаем, кто в течение многих лет давил экономическими санкциями Иран, а сегодня пытается таким же способом поставить на колени Россию. Хорошо понятно и то, кто несколько недель назад попытался осуществить государственные перевороты в Турции и Армении, дабы помешать процессам, направленным на сближение стран региона и начало самостоятельного трансрегионального диалога без интриг со стороны разного рода посредников из-за океана.
Думаю, в наших странах элиты разворачиваются в сторону понимания того, что Запад становится не столько источником инвестиций и экономического развития, сколько источником головной боли и эскалации войны», – убежден В.Лепехин.
Гендиректор Института ЕАЭС считает, что пришло время для формирования в регионе Кавказ – Ближний Восток новых и самостоятельных форматов трансрегионального взаимодействия: Азербайджан – Иран – Россия, Азербайджан – Россия – Турция, Азербайджан – Армения – Россия и других.
«Возможно, что встреча в Баку станет прологом к формированию таких форматов, а также основанием для заключения некоего «Евразийского консенсуса», – отмечает В. Лепехин, делая акцент на несомненной экономической выгоде от сотрудничества Азербайджана, Ирана и России – этих трех великих углеводородных держав.
«Мы – конкуренты на мировом рынке, и этим пользуются те силы, которые бы хотели контролировать мировой рынок углеводородов в своих интересах, стравливая государства и не давая им войти в режим диалога, а сейчас все эти страны объединяют свои усилия. Помимо этого, чрезвычайно важно развивать транспортную логистику. В перспективе Азербайджан, Иран и Россия станут частью единого евразийского рынка (Евразийской зоны свободной торговли) и основы транспортной логистики этого рынка нужно закладывать уже сейчас. Если же говорить не о сырьевых отраслях, то Россия неизбежно станет важнейшим рынком для сельскохозяйственной и иной готовой продукции из Азербайджана и Ирана», – намечает российский экономист планы на будущее.
Коснулся В.Лепехин и проблем шиитского и суннитского мира, подчеркнув, что для России важно укреплять отношения с представителями как одного, так и другого течения.
«Россия ведет политику объединения, а не разъединения народов. Ислам относится к числу традиционных для наших страны религий – наряду с православием и буддизмом. В этом смысле в России не разделяют мусульман на шиитов и суннитов. Нам близки и те, и другие. Нам также одинаково близки и тюрки, и персы, поскольку славяне, тюрки и арии – основные этнические группы Евразии. Азербайджан, Иран и Россия цивилизационно едины, и это главное. Если же говорить конкретно о религиозных аспектах сближения трех стран, то, конечно же, Россию волнует укрепление классического ислама не только в соседних странах, но и в мусульманском мире в целом.
Важно не допустить распространения радикальных исламистских доктрин, одинаково опасных как для классического ислама, так и для христиан. Думаю, что Азербайджан и Иран – те страны, с которыми можно координировать внешнюю политику в религиозной сфере, а также осуществлять совместные мероприятия по противостоянию политическому и религиозному экстремизму на Кавказе и Ближнем Востоке», – резюмировал он.
Также предвидя создание нового союза, профессор-иранист БГУ Парвин Дарабади даже шутит, что осуществляется заветная мечта Жириновского – страны региона объединяются.
«Россия, Иран и Турция стоят на жестких антизападных позициях, и это их объединяет. Встреча же Путина сначала с Роухани, а на следующий день с Эрдоганом говорит о том, что эти страны начали сверять часы и готовят какой-то мощный сюрприз для США» – предполагает специалист по Ближнему Востоку.
«Что же касается Азербайджана, то он всегда был нейтральным в этих вопросах и пытается сохранять хорошие отношения со всеми странами. И то, что Путин и Роухани выбрали Баку как место встречи, показывает, что оба эти государства доверяют Азербайджану, раз такие серьезные вопросы решили обсуждать здесь.
В регионе вообще происходят чрезвычайно интересные события, которые могут поменять всю его геополитическую структуру», – убежден ученый-иранист.
В любом случае, на обширном геополитическом пространстве дан старт процессу существенного обновления международных политических и экономических взаимосвязей.