Далеко не все российские политологи согласны с тем, что на трехстороннем саммите в Петербурге в минувший понедельник переговорный процесс по Нагорному Карабаху сдвинулся с мертвой точки.
Как сообщает AZE.az, глава аналитического бюро компании Alte Et Certe Андрей Епифанцев напомнил в интервью порталу «Москва – Баку», что вся предыдущая 22-летняя практика соглашений приводила к тому, что это не соблюдалось.
«Не знаю людей, которые бы считали, что в Санкт-Петербурге реально продвинулся мирный процесс. Никакого реального, зримого прогресса пока не продемонстрировано. Но даже если бы там было что-то официально подписано, я все равно не был бы уверен, что соглашение будет реально выполняться», – признался политолог.
Как ни странно это звучит, полагает Епифанцев, армянское общество на данном этапе, – может быть, и на кратковременном, – находится еще дальше от возможности конкретных мирных шагов, чем это было до «четырехдневной войны».
«Ереван получил определенное поражение, причем в разных областях, – и военное, и политическое, и дипломатическое. Он понял, что модель которую он использовал больше 20 лет, больше не работает. Это болезненный щелчок по носу. Но он не привел пока к тому, что Армения уже вынуждена делать уступки. В этих условиях армянское общественное мнение радикализировалось, оно жаждет реванша, оно не приемлет никаких компромиссов. Оно еще менее готово к ним, чем до апреля», – посетовал российский эксперт.
«А азербайджанское общество, которое долгое время считало, что ему нанесли поражение, впервые сейчас почувствовало вкус победы. Многим там кажется, что сейчас надо ожидать уступок от армян, а их пока не будет! Чтобы статус-кво изменился, возможны только два варианта. Либо боевые действия, когда Армения просто будет поставлена перед фактом, будет вынуждена уступать под угрозой военного поражения. Либо мощный внешний нажим, когда все международное сообщество, а не одна Россия, давит на Армению. Но это пока маловероятные варианты», – признал Епифанцев.
«Так что мой прогноз – пока никаких дипломатических прорывов не будет. Армения продолжит затягивать переговорный процесс, по крайней мере, ей сейчас ничто не мешает вернуться к такой прежней тактике, к профанации переговоров», – предсказал политолог, добавив, что осенью он, однако, не исключает возобновления «мини-конфликтов» на линии разграничения.
Как известно, лидеры Азербайджана Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян подтвердили в совместном заявлении по итогам встречи в Санкт-Петербурге 20 июня достигнутые на последнем своем саммите в Вене договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса. С этой целью они условились, в частности, увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта.
Накануне в Баку сообщили, что на встрече в верхах была достигнута договоренность о поэтапном урегулировании конфликта. «На этой встрече преимущество было отдано поэтапному решению конфликта. То есть, отныне в урегулировании конфликта необходимо продвигаться поэтапно — освобождение пяти районов Азербайджана, потом еще двух районов и определение коридора. Затем определение статуса Нагорного Карабаха. В этом направлении, в принципе, стороны достигли договоренности», — сообщил заместитель руководителя Администрации Президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям Новруз Мамедов. «Пока достигнута такая договоренность», — цитируют Мамедова СМИ. Впрочем, он не исключил, что армянская сторона, как было и прежде, предпримет шаги провокационного характера и откажется от выполнения данного обещания.
Глава МИД Армении Эдвард Налбандян сообщил, что на саммите в Санкт-Петербурге какой-либо договоренности о разрешении карабахской проблемы достигнуто не было. Эдвард Налбандян выдал поэтапный вариант урегулирования за пакетный, ответил на это Мамедов. «Налбандян, как всегда, в своем амплуа. Поэтапный вариант он сразу же выдал за пакетный вариант урегулирования. Интересно, будет ли ему стыдно перед другими участниками встречи за свою ложь? Что касается моего участия во встрече — разве не он сидел прямо напротив меня? Господин министр, ложь ложью, но это уже перебор», — написал Мамедов.