Речь идет о главных вызовах, с которыми столкнется человечество, как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе. Они изложены в ежегодном докладе Global Risks Report 2016, подготовленном аналитиками накануне очередного заседания Всемирного экономического форума (ВЭФ), который пройдет на этой неделе в швейцарском Давосе. Одиннадцатый по счету доклад является результатом опроса 750 экспертов из разных стран.
Как сообщает AZE.az, экспертам предлагалось назвать пять основных позиций по проблемам, сгруппированным по нескольким категориям: экономика, мировая политика, окружающая среда, общество и технологии, пишет haqqin.az. В документе отмечается, что риски, о которых предупреждают аналитики, «начинают проявляться в новых неожиданных формах, а их последствия становятся неотвратимыми для людей, организаций и экономик».
Новый бич человечества
Это, по мнению аналитиков – миграция, принявшая масштабы нового переселения народов. В перспективе ближайших полутора лет эксперты Давоса считают самым вероятным (52%) миграционный кризис. Следующие по вероятности — коллапс государственности в отдельных странах, вооруженный межгосударственный конфликт, кризисы, связанные со всплесками безработицы, а также риски коллапса системы госуправления. Их вероятность колеблется в пределах 25–27%.
Жесткий миграционный кризис за минувший год в Давосе стал восприниматься одновременно и как более вероятный риск, и как фактор, имеющий наиболее серьезные последствия. Количество вынужденных переселенцев в прошлом году составило почти 60 млн. человек, говорится в докладе со ссылкой на данные Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Это почти на 50% больше, чем было в предвоенном 1940 году.
Исходя из анализа существующих данных, авторы доклада дают сразу несколько объяснений, почему к миграционным вызовам надо относиться со всей серьезностью. Во-первых, мигранты остаются на чужбине на более долгий срок: если в 1980-е годы вынужденные переселенцы покидали свою родную страну в среднем на девять лет, то в середине 2000-х — уже на двадцать.
Кроме того, конфликты имеют тенденцию принимать все более затяжной характер: за минувшие три года только один из 40 конфликтов во всем мире был разрешен, а более 80% из них затянулись более чем на десять лет. Во-вторых, миграция обостряет социальные проблемы: переселенцы обычно наделяются урезанными социально-экономическими правами, что «ограничивает их в возможностях вести достойную жизнь». Это в свою очередь ведет к возникновению гетто и «изолированных общин на обочине обществ, что создает плодотворную почву для фрустраций, разочарований и даже радикализации».
В Европе наплыв мигрантов в 2015 году оказался вызовом как финансовым возможностям принимающих стран, так и их политике социальной адаптации. Что, в свою очередь, поставило под вопрос эффективность европейских структур госуправления, указывают авторы доклада.
Азербайджан в рядах нестабильных государств
Относительно новым риском, названным экспертами Давоса, является фактор существования так называемых нестабильных государств (frail states), которые не могут справиться с «хорошо организованными, вооруженными негосударственными структурами», представляющими из себя серьезную угрозу за счет использования разветвленной инфраструктуры, в том числе информационной.
Современному миропорядку существование таких игроков бросает вызов не меньший, чем традиционная угроза военного противостояния между двумя суверенными странами. Понятно, что в первую очередь речь идет о запрещенном во многих странах, в том числе и в России, «Исламском государстве».
Вооруженный конфликт с ИГИЛ — лучший пример неспособности правительств ответить на вызовы в области безопасности, считают эксперты Давоса. Несмотря на то, что группировка контролирует только часть территории Сирии и Ирака, ее эмиссарам удалось рекрутировать добровольцев из более чем 100 стран, в частности благодаря успешному маркетингу в популярнейших социальных сетях. ИГИЛ эксплуатирует чувства обиды и разочарования, которые набирают силу среди молодежи, в том числе и в западных странах, а разброс атак от Анкары до Парижа показывает, что это террористическое движение приобрело глобальный размах.
Война в Сирии будет продолжаться до тех пор, пока «страны, которые могут положить ей конец, будут разделять противоречия по поводу того, каков должен быть ее конец», уверены авторы исследования. ИГИЛ черпает силу из неспособности ведущих региональных и глобальных игроков отодвинуть на второй план свои интересы и разработать такой вариант дипломатического решения кризиса, который они бы предпочли сохранению нынешнего статус-кво.
До сих пор все дипломатические усилия были неэффективны, приходят к выводу аналитики ВЭФ, уверенные в том, что добиться победы над ИГИЛ только военными средствами будет невозможно. «Авиабомбардировки без цельной стратегии, направленной на достижение долгосрочной стабильности, могут скорее расширить вакуум власти, в котором процветают террористические группы», — предупреждают они. На место ИГИЛ в случае ее поражения может прийти какая-то другая террористическая структура, если правительства не придумают, как обуздать ту часть молодежи по всему миру, которая склонна к радикализму.
России и Азербайджану угрожает гиперинфляция
России и ее соседям по региону также нашлось место в докладе ВЭФ. Будучи ведущей энергетической державой и располагая вторым после США ядерным арсеналом в мире, Россия продолжит играть активную роль в геополитическом миропорядке, рассуждают эксперты Давоса.
«После аннексии Крыма на горизонте не просматривается ясного политического решения текущему конфликту в Восточной Украине. Европейско-американские санкции в сочетании с низкими нефтяными ценами навредили российской экономике, но до сих пор не привели к ожидаемому повороту в политике Москвы», — пишут они.
Желание ведущих держав сдержать Россию вступает в противоречие с желанием сотрудничества в борьбе с угрозой ИГИЛ. Российское будущее зависит от баланса между модернизацией и опорой на экспорт сырья и того факта, что нынешнее ее руководство все чаще смотрит на Восток в надежде на упрочение политико-экономических связей.
В ближайшее время России и ее соседям по региону, по мнению экспертов ВЭФ, будут угрожать бюджетный дефицит, гиперинфляция и безработица. Участники Давоса уверены, что Москва и ее партнеры в Центральной Азии со 100-процентной вероятностью столкнутся в 2016 году с бюджетным дефицитом из-за падения нефтяных цен и внутреннего спроса. В регионе также вероятен всплеск безработицы, говорится в исследовании.
Инфляция ждет Россию и ее соседей с 86-процентной вероятностью, предрекают аналитики. Такое развитие событий следует из обесценивания национальных валют по отношению к доллару, сокращения госрезервов, а также из предположения, что власти не смогут провести необходимые для выхода из кризиса структурные и бюджетные реформы.
Причинами называются окончание товарного бума и связанное с этим снижение экономического роста в России, а также замедление экономики Китая, равно как и медленное восстановление еврозоны.
Страны — экспортеры нефти, такие как РФ и Азербайджан, будут страдать от низких цен на ископаемые и низких объемов торговли, что негативно скажется на государственных доходах. Рост государственного долга спровоцирует бюджетные кризисы, а безработица усилит напряженность в регионе, говорится в докладе.
Россия также может столкнуться с риском неуправляемой инфляции из-за недавней волатильности на валютных рынках, региональные валюты продолжат обесцениваться по отношению к доллару. Свою лепту в высокую вероятность такого сценария вкладывает и недавний опыт гиперинфляции в течение переходного периода 90-х годов прошлого века, предполагают эксперты доклада.
Мир через 10 лет
В долгосрочной перспективе (10 лет), по мнению экспертов ВЭФ, самую большую опасность для человечества будут представлять природные катастрофы, дефицит продовольствия и общая социальная нестабильность. Лидирует в списке долгосрочных угроз дефицит питьевой воды, тесно связанный со вторым по популярности кризисным сценарием – провалом усилий по борьбе с изменением климата. Оба этих кризиса произойдут с вероятностью больше 35%, считают эксперты Давоса. Такие опасности, как экстремальные погодные явления, нехватка продовольствия и глубокая социальная нестабильность, также вошли в пятерку наиболее ожидаемых рисков в ближайшую декаду — за них отдали голоса от 23% до 26% опрошенных экспертов.
В настоящее время «изменение климата усугубляет больше рисков, чем когда-либо прежде», заявила Сесилия Рейес из страховой компании Zurich, которая принимала участие в подготовке доклада. Основными связанными рисками она назвала нехватку питьевой воды и продовольствия в мире, ограничение экономического роста и увеличение рисков, связанных с безопасностью.
Итак, миграция и терроризм – сегодня, климатические и экологические проблемы, нехватка питьевой воды и продовольствия – завтра, Таким рисуется будущее мира согласно прогнозам Давосского форума. Для России, Азербайджана и их соседей по региону ситуация усугубляется экономическими проблемами – бюджетным дефицитом, высокой инфляцией, ослаблением национальных валют. Но не стоит отчаиваться. Ведь известно – «предупрежден – значит вооружен»: раз риски названы, значит можно искать способы им противостоять. Другое дело проникнутся ли правительства ”нефтянки” серьезностью ситуации или по привычке будут полагаться на свои нефтедоллары?..