Сомнения в успехе встречи в Дохе тянут цены на нефть вниз.
Как передает AZE.az, сомнения трейдеров в успешности предстоящей 17 апреля встрече ведущих нефтедобывающих стран в Дохе вызвали снижение цен на этот ресурс на мировых рынках.
По состоянию на 8:27 баррель нефтяной смеси Brent подешевел на 0,35% до $42,68.
В свою очередь цена нефти марки WTI снизилась на 0,35% и достигла отметки $40,22.
Участники рынка считают, что ожидающееся решение о заморозке нефтедобычи по итогам встречи в Дохе станет чисто символическим и вряд ли сразу же приведет к достижению своей цели на фоне глобального переизбытка сырья, сообщает РИА Новости.
Доцент ВШГУ РАНХиГС Иван Капитонов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что "сейчас на рынке очень сложная ситуация для оценки в связи с тем, что те страны, которые не входят в картель ОПЕК чаще всего заявляют о том, что они будут продолжать увеличивать добычу нефти". "В первую очередь мы имеем в виду США. И даже то, что сейчас произошло увеличение цены на $10, это серьезно облегчило жизнь американцам. В результате они планируют наращивать и наращивать добычи", – пояснил он.
"Соответственно, этот внешний информационный фон будет сказываться на принимаемых решениях. Есть серьезные опасения, что в Дохе не удастся договориться о реальной заморозке, потому что если заморозится ОПЕК, и Россия в том числе присоединится к ОПЕК, США увеличит свою долю на рынке. В случае, если до встречи в Дохе со Штатами удастся договориться, а также найти какие-то компромиссные решения с Ираном, с Ираком, который наращивал добычу весь первый квартал, можно будет предполагать, что все подпишут договор о заморозке и будут его придерживаться", – считает он.
"Надо напомнить, что Россия тоже не придерживается предварительной договоренности о заморозке на уровне январских показателей. Наращивание нефтедобычи произошло на уровне более 3% за первый квартал. Это серьезные показатели, которые, с одной стороны, доказывают, что у нас есть возможности до сих пор наращивать нефтедобычу, несмотря на снижение инвестиций, которое происходило в 2015 году, инвестиции снизились на 20% в геологоразведочные работы. Но, несмотря на это, мы смогли в конце 2015 ввести новые месторождения и в целом увеличить добычу по стране на 3%. Вполне возможно, эта новость для тех стран, которые думали, что у России иссяк порох в пороховницах, тоже будет определяющей и позволит нашим дипломатам иметь дополнительные аргументы в пользу того, что всем надо не увеличивать добычу, а замораживать ее, приходить к каким-то разумным количествам добываемой нефти, чтобы спрос встречался с предложением на рынке реальном", – предположил эксперт.
"Если стороны все же договорятся, то на физическом рынке уже к июню выровняется уровень спроса и предложения, а цена сразу пойдет вверх, это безусловно. Потому что это будет мощный информационный повод", – прогнозирует Иван Капитонов.
В свою очередь заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев обратил внимание на тот факт, что "сейчас не идет речь о замораживании добычи, если говорить о замораживании на уровне 2015 года". "Принято решение лишь о замораживании на уровне начала января этого года, когда добыча в годовом исчислении была заметно выше, чем в 2015 году. То есть то решение, которое обсуждалось в последние несколько месяцев, касалось ограничений темпов роста добычи в этом году, то есть ни в коем случае не о том, что добыча будет заморожена на достигнутом уровне прошлого года", – уточнил он.
"Это достаточно принципиальный вопрос, с точки зрения движения цен на нефть, поскольку решение в таком виде означает сохранение этого дисбаланса между спросом и предложением, который сложился, по крайней мере, на протяжении всего этого года. С точки зрения рынка, такое ограничение предложения может дать какой-то эффект не раньше начала 2017 года. Поэтому действительно и те спекулянты, краткосрочные инвесторы, которые оперируют на биржевом рынке нефти, и эксперты достаточно скептически относятся к эффективности встречи в Дохе", – объяснил сложившуюся ситуацию он.
"Более решительных мер по ограничению добычи, скорее всего, принять не удастся, поскольку никакого консенсуса здесь нет. Иран явно не готов ограничивать свою добычу и постарается вернуться на досанкционный уровень, а это больше 4 млн баррелей в день. На этом фоне все конкуренты Ирана, прежде всего, его заклятый враг Саудовская Аравия, не видят для себя какой-то целесообразности сильно ограничивать добычу. То есть конкуренция за рыночные ниши продолжается, она никуда не делась. Все более-менее уже успокоились, когда цена ушла вверх от $25. Все-таки есть уже какое-то понимание, что, наверное, она не будет уже уходить ниже $30", – сказал эксперт.
"Соответственно, диапазон $30-40 многих пока устраивает. Он в принципе позволяет даже российским компаниям в течение нескольких лет достаточно устойчиво работать, хотя и с ограничениями инвестиций. Другое дело, что такой уровень создает очень большие проблемы для государственных бюджетов, в том числе и для российского. Но в любом случае мало, кто сейчас верит, что можно добиться повышение цен выше $50 за баррель. Серьезные меры по ограничению добычи не приведут к экономическому эффекту, который оправдывал бы принятие таких мер в точки зрения многих стран", – считает Белогорьев.
Говоря о возможном влиянии катарских переговоров на цены, он выразил мнение, что, "поскольку рынок нефти и динамика цен на нефть зиждется на ожиданиях инвесторов, а не на фактических событиях, ожидания от встречи в Дохе уже отыграны на рынке". "То повышение примерно до $40 за баррель, которое мы видели, это и есть реакция на встречу в Дохе. Просто она была отыграна заранее, за несколько недель, можно сказать, за полтора-два месяца. Поэтому, скорее всего, если не будет принято никаких новых решений, а наиболее вероятно, что они не будут приняты, то цена пойдет вниз, несильно, не будет резкого провала, но будет какая-то коррекция вниз. Я думаю, что в первой половине года цена так и будет колебаться между $30-40. Осенью возможен рост выше $40. В целом общее ожидание рынка сейчас таково, что к концу года цена на рынке достигнет $50, но при этом среднегодовые значения будут, естественно, ниже $50", – отметил эксперт.
Что касается возможного выравнивания спроса и предложения, то на ситуации на рынках оно "пока никак не скажется". "Для ситуации этого года она скорее констатирует то, что дисбаланс сохраняется, и в очередной раз переносятся сроки, когда дисбаланс, то есть превышение предложения над спросом, может исчезнуть. Общее ожидание такое, что это может произойти никак не раньше первого квартала 2017 года, может, даже еще позднее. С каждым кварталом ожидания все переносятся и переносятся вдаль. То есть изначально, в 2014 году, считалось, что в начале 2016 года он исчезнет, но этого не произошло. Поэтому я думаю, что встреча в Дохе будет носить нейтральный характер, просто констатация того, что всем уже и так известно", – резюмировал Алексей Белогорьев.