"Понятно, что, если никакой серьезной договоренности не будет достигнуто, вновь произойдет вспышка на линии соприкосновения и возобновление военных действий. Ереван в ближайшее время будет требовать предпринять действия, направленные на недопущение новых боев, поскольку армия и экономика Азербайджана сейчас сильнее. Баку же будет требовать продвижения в переговорном процессе по существу, фиксируя, что замораживание конфликта не является тем форматом, на который Азербайджан может согласиться".
Как передает AZE.az, само по себе возобновление переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, состоявшееся накануне на встрече президентов Азербайджана и Армении при участии глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ чрезвычайно важно, однако для действительного прогресса ситуации необходимо, чтобы был налажен регулярный диалог между сторонами конфликта при поддержке международных посредников. На это обратили внимание в беседе с корреспондентами “Вестника Кавказа” российские политологи Сергей Марков и Максим Шевченко, комментируя итоги встречи Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна.
Так, по мнению Шевченко, сам факт встречи спустя полтора месяца после апрельских боев за Карабах заслуживает высокой оценки. “Я оцениваю эти переговоры очень высоко и считаю, что это мудрость руководителей двух народов. Встреча на данном этапе значит больше, чем сами договоренности, которые могли быть достигнуты в ходе этой встречи”, – сказал он.
Марков назвал венскую встречу Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна прологом к долгому пути по реализации “казанской формулы”. “Из существенных договоренностей достигнуто согласие на создание системы мониторинга за тем, что происходит на границе. Этот шаг позволит снизить военную напряженность там, где войска непосредственно стоят друг против друга, однако вслед за ним должны последовать и другие шаги, новые переговорные раунды, на которых поначалу будет очень мало договоренностей, но затем, на пятой-шестой встрече, вероятно, стоит ждать решительную попытку выйти на соглашение по “казанской формуле”, суть которой – обмен оккупированных Арменией районов вокруг Нагорного Карабаха на разблокирование Армении и Карабаха. К этому все и идет, так что эта встреча была крайне необходима, даже если на ней не было ничего достигнуто: она помогла возобновить переговоры”, – пояснил эксперт.
Также он выразил надежду на то, что в течение нескольких месяцев стороны будут придерживаться режима прекращения огня. “Понятно, что, если никакой серьезной договоренности не будет достигнуто, вновь произойдет вспышка на линии соприкосновения и возобновление военных действий. Ереван в ближайшее время будет требовать предпринять действия, направленные на недопущение новых боев, поскольку армия и экономика Азербайджана сейчас сильнее. Баку же будет требовать продвижения в переговорном процессе по существу, фиксируя, что замораживание конфликта не является тем форматом, на который Азербайджан может согласиться”, – ожидает политолог.
Максим Шевченко подчеркнул, что сейчас особенно важно, как себя поведут власти и народы двух конфликтующих республик. “Активность урегулирования нагорно-карабахского конфликта будет зависеть от решения коренных вопросов, которые стоят на повестке дня для азербайджанцев и армян. Для азербайджанского народа это восстановление территориальной целостности, а для армянского – гарантии безопасности, а также возвращение азербайджанцев и армян в родные земли. Без решения этих фундаментальных гуманитарных и политических вопросов встречи – это всего лишь переговоры во время перемирия”, – предупредил он.
Им в помощь – активизировавшаяся работа посредников, указал Сергей Марков. “Сейчас посреднический процесс организован правильным образом. В Вене делают вид, что это международная площадка, хотя реальных игрока лишь три – Азербайджан, Армения и Россия, а США и Франция играют пассивную роль, что очень позитивно: пассивность Вашингтона и Парижа поддерживает активные усилия России. То есть венская площадка – это красивое оформление в виде внешне совместных усилий той реальной работы, которую проделывает Россия при невмешательстве других посредников. Единственное, чего пока не хватает – это политической воли сторон окончательно выйти на договоренность по “казанской формуле”, и Россия должна помочь лидерам Азербайджана и Армении это сделать”, – заявил эксперт.
Оба политолога согласились в том, что пока что ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта никак не изменилась, что подтвердили сегодняшние нарушения режима прекращения огня и новые потери с обеих сторон. “Думаю, что положение дел еще не изменилось. На линии соприкосновения и на границах республик по-прежнему сохранится высокая концентрация войск, поскольку обе стороны не знают, удастся ли все-таки добиться существенного компромисса”, – заметил Сергей Марков.
“Ситуация остается такой же, какой была до последней эскалации конфликта. По сути это означает статус-кво, так как еще не решены никакие политические вопросы. Должны быть деоккупированы азербайджанские районы и должен быть гарантирован тем или иным образом какой-либо статус Карабаха. У каждой из сторон есть свой набор требований, который они хотели бы реализовать. Эта встреча стала протокольным мероприятием, чтобы засвидетельствовать перед миром, что Баку и Ереван готовы к переговорам, а не к войне. В то же время стороны показали, что и к войне они тоже готовы”, – заключил Максим Шевченко.