«Партии власти есть что предъявить избирателям. За последние годы в стране произошли существенные изменения, есть достижения, – например, Европейские игры проведены. Серьезным образом преображается и сам Азербайджан, его инфраструктура строится, его города, то есть в целом ситуация развивается достаточно устойчиво, нет никаких предпосылок для нестабильности».
Как передает AZE.az, менее недели осталось в Азербайджанской Республике до назначенных на 1 ноября очередных выборов в 125-местный парламент (Милли Меджлис). Политологи обсуждают общественно-политическую обстановку в стране, возможное влияние выборов на развитие Азербайджана, варианты изменения ситуации вокруг Каспийского моря.
Как сообщал портал «Москва – Баку», на вторник намечена публикация подготовленного российскими и азербайджанскими экспертами доклада «Азербайджан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция». Видеомост по случаю публикации доклада анонсировало агентство «РИА Новости». Своим мнением о расстановке сил в Азербайджане и прогнозами о том, чем закончится голосование, мы попросили поделиться двух участников будущей презентации, одного из Москвы, другого – из Баку.
37 тысяч наблюдателей
Предвыборная кампания проходит на фоне определенного напряжения в отношениях с Западом, отметил в интервью порталу «Москва – Баку» кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
«Разногласия с Западом сосредоточены в вопросе отношений с ОБСЕ. Как мы знаем, с недавних пор в Баку закрылся офис ОБСЕ. Это было одной из причин, почему впервые за много лет практики наблюдения за выборами руководство ОБСЕ решило не отправлять свою миссию на голосование 1 ноября», – сказал Притчин.
«С одной стороны, ОБСЕ лишается таким образом возможности получить объективную картину, а ведь у них достаточно отработанные механизмы наблюдения за выборами, достаточно большие, как правило, миссии, есть вполне четкий инструментарий, чтобы понять, как прошли выборы – демократично или не очень. Теперь ее руководителям остается только наблюдать со стороны, им теперь очень сложно будет оценить. Теперь они смогут дать только какие-то предварительные и очень общие оценки, которые не будут иметь веса для понимания, каким образом прошли выборы», – посетовал российский политолог.
Глобальная ситуация, в том числе нарастание противостояния России с Западом, конфликт вокруг Сирии, конечно, косвенно могут повлиять на исход выборов, но эти факторы не будут иметь решающего значения, считает Притчин.
Как сообщал ранее председатель ЦИК республики Мазахир Панахов, для наблюдения за выборами в окружных избирательных комиссиях (ОИК) регистрацию прошли не менее 37 079, в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) – 605 человек. По его словам, для наблюдения за выборами в ЦИК прошли также регистрацию 222 наблюдателя от 19 международных структур.
«Не поддерживает опасные эксперименты»
Возможно, часть избирателей ожидала бы больших изменений по итогам выборов 1 ноября, признала в интервью порталу «Москва – Баку» другой участник будущей презентации доклада Гюльнара Мамедзаде (Баку). Однако важно учитывать прагматизм азербайджанской власти и подавляющей части общества, подчеркивает эксперт. Общество, по ее словам, не поддерживает «опасные эксперименты», чреватые нарушением привычной стабильности, – особенно на фоне ползучих и опасных трансформаций в мировой экономике и международных отношениях.
«У общества, безусловно, есть вопросы и претензии к власти, но к нынешней оппозиции, по мере растворения ее авторитета, не осталось ни претензий, ни ожиданий, – заявила Мамедзаде. – Запрос на изменения, вероятно, будет реализовываться по мере обновления элит. А пока в Азербайджане ожидаются спокойные выборы, на результат которых не повлияет и реакция ряда европейских стран и институтов, которые традиционно выдадут ряд критических заявлений».
На ее взгляд, обстановка в стране стабильна, сняты основные риски, способные повлиять на внутренний статус-кво, определяемый сильной властью и принимаемый слабой и фрагментированной оппозицией.
«Позиции власти на отрезке последних 10 лет настолько усилены, что оценивать на этом фоне какие-то серьезные шансы оппозиции давно уже не представляется возможным, – в силу ряда объективных и субъективных факторов, включая организационные и иные ресурсы власти и особенности политической культуры общества», – пояснила Гюльнара Мамедзаде.
Партии власти «есть что предъявить» народу
«Азербайджан – президентская республика, основные решения согласно Конституции здесь принимает глава государства. Парламент, конечно, тоже избирается всенародно, но это все же второй по значимости институт в государственной иерархии. Поэтому голосование 1 ноября – важный этап для страны, но все же не судьбоносный», – добавляет Станислав Притчин. Учитывая, что ведущие позиции на протяжении уже многих лет занимает партия «Ени Азербайджан», московский эксперт тоже не советует ожидать появления оппозиционных сил, способные с ней всерьез состязаться.
«Партии власти есть что предъявить избирателям. За последние годы в стране произошли существенные изменения, есть достижения, – например, Европейские игры проведены. Серьезным образом преображается и сам Азербайджан, его инфраструктура строится, его города, то есть в целом ситуация развивается достаточно устойчиво, нет никаких предпосылок для нестабильности», – подытожил Притчин. Он не берется назвать конкретные цифры будущей победы «Ени Азербайджан». «Могу сказать, что правящая партия победит и победит достаточно уверенно, – подытожил Притчин.
В отличие от московского коллеги, Гюльнара Мамедзаде, не боится конкретно предсказывать исход голосования:
«Итоги этих выборов не будут существенно отличаться от предыдущих – 2010 года, – как и ожидаемый состав парламента, который, вероятно, будет обновлен в пределах 25%, учитывая представленные списки кандидатов, и, прежде всего, от правящей «Ени Азербайджан». В Милли Меджлисе, избранном в ноябре 2010 года, были представлены 10 партий и иные – по 1-2 кандидатам от каждой, а правящая партия получила 71 место, то на этих выборах партийное разнообразие несколько увеличится. В таком случае «Ени Азербайджан», вероятно, недоберет несколько мандатов, однако в совокупности это не изменит соотношение сил», – заверяет Мамедзаде.
Выборы в АР проводятся по мажоритарной системе, и при выборе кандидатов превалируют личностные характеристики, а не принадлежность к тем или иным партиям, напомнила она. «Треть нынешнего парламента составляют независимые кандидаты, в большинстве своем тяготеющие к правящей команде», – пояснила эксперт.