Эксперты: назначение спецпредставителя ООН поможет нагорно-карабахскому урегулированию

Экс-президент Латвии, специальный дипломатический представитель генсека ООН Вайра Вике-Фрейберг выдвинула идею назначить спецпредставителя ООН по нагорно-карабахскому конфликту.

Назначение специального представителя генсека ООН по нагорно-карабахскому конфликту будет иметь положительное политическое значение в урегулировании затянувшегося территориального спора, считают эксперты.

“Назначение специального представителя ООН по Нагорному Карабаху является позитивным событием, – считает американский эксперт по Южному Кавказу Марк Кац (Mark Katz). – Особенно, если действия спецпредставителя ООН на практике помогут предотвратить ухудшение ситуации”.

В ООН необходимо назначить спецпредставителя по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. Об этом в понедельник журналистам сказала экс-президент Латвии (1999-2007), специальный дипломатический представитель генсека ООН, вице-президент группы экспертов по долгосрочному развитию ЕС Вайра Вике-Фрейберг.

По ее словам, назначение спецпредставителя может ускорить урегулирование конфликта.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20 процентов территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.

По мнению экспертов, назначение специального представителя генсека ООН по нагорно-карабахскому конфликту будет иметь положительное политическое значение, передает AZE.az со ссылкой на Trend.

“Наличие такого представителя может сыграть определенную роль в постоянном информировании ООН по нагорно-карабахской проблеме и напоминании Армении о том, что в решении проблемы важно учитывать нормы международного права”, – сказал депутат Айдын Мирзазаде.

При создании в 1992 году Минской группы ОБСЕ и предоставления ей специального мандата должен был быть назначен и спецпредставитель ООН по конфликту, сказал депутат Захид Орудж.

“Ибо за прошедший период ОБСЕ не провела никакой работы по урегулированию конфликтов в этом регионе”, – сказал Орудж.

По словам депутата, модель урегулирования, выдвинутая и утвержденная Минской группой ОБСЕ, в будущем должна быть гарантирована именно посредством сил ООН.

“Создание и размещение миротворческих сил, конкретный формат их деятельности, определение сроков их пребывания – все это находится в полномочиях ООН, которая ответственна за обеспечение безопасности во всем мире”, – сказал Орудж.

Однако, по мнению некоторых экспертов, такое назначение не гарантирует практической пользы для мирного процесса.

По словам Каца, назначение специальных представителей ООН не гарантирует решение конфликтов. Эксперт считает, что назначение такого спецпредставителя по Нагорному Карабаху вряд ли приведет к практическим результатам.

“Будучи пессимистом, я не верю в практический успех деятельности любого, кого назначат на эту позицию. При этом такое назначение будет иметь положительное политическое значение”, – сказал Кац, старший научный сотрудник Совета по ближневосточной политике (Вашингтон).

Российский эксперт по странам СНГ Владимир Жарихин считает, что назначение спецпредставителя от ООН по Нагорному Карабаху, конечно, имеет положительный политический смысл.

К сожалению, в последнее время, практического обоснования действия ООН не имеют, считает эксперт. “Основные вопросы конфликта будут продолжать решаться в рамках МГ непосредственно с президентами сторон Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном”, – сказал заместитель директора Института стран СНГ Жарихин.

По его словам, работа должна проводиться в двустороннем и многостороннем формате мирного процесса, в том числе и при активном участии России, как признанного обеими сторонами медиатора.