Экономисты одобряют инициативу президента Азербайджана о приравнивании учителей к госслужащим.
Продолжается обсуждение инициативы главы Азербайджана Ильхама Алиева о применении к учителям и врачам, занимающимся трудовой деятельностью, возрастного ценза. Эта норма начнет действовать после вступления в силу распоряжения “О подготовке Концептуального проекта по соотнесению работы в финансируемых из государственного бюджета учреждениях образования и здравоохранения к особому рангу государственной службы”.
Об этом сообщил заместитель председателя парламентского комитета по науке и образованию, ректор Бакинского государственного университета Абель Магеррамов, передает АПА.
По его словам, ведется подготовительная работа по претворению в жизнь этого распоряжения. Над подготовкой этой концепции будет работать большая комиссия: “Это будет способствовать повышению заработной платы учителям, улучшению их социального положения при выходе на пенсию. Если сегодня работающие в высших учебных заведениях профессора будут отправлены на пенсию, они будут получать пенсию в размере 150-200 манатов. Поэтому мы не можем многих из них отправлять на пенсию. Нарушается социальная справедливость. Очень неприятно, когда человек, которому выплачивали зарплату 600-700 манатов, вдруг начинает получать 150-200 манатов. Это пожилые люди, они нуждаются в лекарствах, лечении, должны содержать семьи. Распоряжение президента даст возможность установить для учителей возрастной ценз. То есть после определенного возраста учителя вынуждены будут уходить на пенсию. После улучшения социального положения учителей никакого страха и беспокойства в связи с возрастным цензом не будет”.
А.Магеррамов отметил, что возрастной ценз может быть установлен в пределах 65-70 лет. Однако, по словам А.Магеррамова, в этом вопросе могут быть и исключения: “Можно будет заключать контракты с творческими учителями, что повысит срок работы еще на несколько лет. Несмотря на определенный возрастной уровень, если учитель осуществляет плодотворную трудовую деятельность, с ним могут заключаться контракты ежегодно”.
Но нужно понимать, что подразумевается под словами о хорошей пенсии, сказал независимый эксперт в области экономики Октай Ахвердиев, передает AZE.az со ссылкой на “Эхо”. “Во-первых, нужно понимать, что такое особый статус. Сейчас у нас статус госслужащих имеют чиновники и военные. Но у них разные тарифные сетки зарплаты. Так что до того, как говорить о пенсиях, нужно понимать, что сначало нужно довести зарплату до уровня, который позволит потом выплачивать хорошие пенсии учителям и врачам”, – отметил он.
Наше государство может себе позволить сейчас заняться этим вопросом, уверен О.Ахвердиев. “Наш золотовалютный запас страны сейчас уже дошел до уровня 35 миллиардов. Помимо этого ежегодно из госбюджета из Нефтяного фонда выделяются средства на решение таких проблем. Так что деньги есть”.
Но надо помнить, что реализация такого проекта может привести и к одной проблеме, говорит экономист. “Если сразу это сделать, скажем, прямо в этом году, то может появиться очень высокая инфляция, которая просто сведет на нет и повышенную зарплату, и большую пенсию. Надо подойти к этому делу с умом, чтобы не было такого”.
“Я много раз говорил и предлагал, чтобы правительство разработало, скажем, трехлетнюю программу, которая бы предусматривала постепенный рост зарплат и пенсий и не приводила к инфляции”, – говорит О.Ахвердиев.
Вообще, для реализации инициативы президента нужно провести большую предварительную работу, продолжил О.Ахвердиев. “Для этого нужно посчитать, какой должна быть зарплата для того, чтобы человек получал хорошую пенсию. В правительстве умные люди, и, думаю, что они все это знают и учтут”.
Отвечая на вопрос о том, сколько человек, по его мнению, может затронуть эта реформа, эксперт сказал следующее: “Если это будет касаться только врачей и учителей, то это примерно 700 тысяч человек, – ответил О.Ахвердиев. – Но я думаю, что следующим этапом будет еще и реформа для работников культуры и спорта, которые также получают свои зарплаты из госбюджета. Вот тогда это будет еще около 200 тысяч человек. Итого получается примерно 900 тысяч человек”.
В России поднимался этот вопрос, например, еще в прошлом году, пишет ИТАР-ТАСС. Так, летом 2010 года Д.Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому, предельный возраст государственного гражданского служащего не может превышать 60 лет, который и утвердил через некоторое время.
С этого возраста у работодателя появилось законное основание уволить чиновников, подпадающих под действие законопроекта. В случае нежелания расставаться стороны могут заключать временный контракт до 65 лет, которые установлены нынешним законом.
Это очень логичное и ожидаемое решение президента И.Алиева, сказала депутат ММ, директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Айтен Мустафаева. “Я положительно отношусь к этой инициативе президента. Он уже много сделал для развития социальной сферы и продолжает делать. Во всех своих выступлениях Ильхам Алиев постоянно говорит, что у нас есть бедные люди, что пока невысокие зарплаты и пенсии, и что нужно их поднимать”.
Руководство страны, конечно, понимает, как важен для Азербайджана человеческий фактор, говорит А.Мустафаева. “Можно построить много больниц и школ, но они не будут работать без специалистов. На сегодня, к сожалению, наши врачи и учителя вынужденно подрабатывают для того, чтобы повысить свой доход. Если учитель вместо того, чтобы заниматься повышением своего профессионализма и самообразованием, бегает от ученика к ученику, то, что от него можно требовать. Как требовать от врача высокого профессионального уровня, когда он занят постоянно подработкой”.
“Что касается возрастного ценза, то и тут правильное решение”, – говорит А.Мустафаева. “В нашей Академии наук более 80 процентов сотрудников люди, которым за 65. Большинство ученых сидят в институте до 80 лет только, чтобы не потерять небольшую зарплату. Думаю, что они с удовольствием сидели бы дома и работали над научными работами своими, зная, что у них достойная пенсия. Многие и на пенсии были бы полезны нашей стране. Например, они могли бы быть независимыми экспертами, консультантами и получать за это гонорар. И им было бы хорошо и тем, кого они консультировали. Решение о возрастном цензе еще поможет освободить рабочие места для молодых. Так что, просто надо все сделать очень грамотно”, – добавила А.Мустафаева.