«Где бы ни выступал, для меня важно показать не кто я, а откуда я!» – лауреат и дипломант международных конкурсов вокалистов Эльчин Азизов
Об интервью с Эльчином Азизовым мы договаривались, наверное, на протяжении целого месяца. Но поскольку человек он действительно очень занятой, каждый раз встреча откладывалась. За этот месяц, что шли переговоры, Эльчин муаллим провел сольный концерт и организовал гастроли московского театра «Империя звезд». Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью с Эльчином Азизовым.
– Эльчин муаллим, как Вы оцениваете свой, уже второй, сольный концерт? На Ваш взгляд он прошел лучше первого?
– Скорее, не лучше, а профессиональней. Ведь я, эти полтора года после того выступления очень серьезно занимался музыкой, оттачивал мастерство, многому научился, уезжал в Зальцбург для этого. У меня на прошедшем концерте была очень нелегкая программа. Многие задавались вопросом, смогу ли я исполнить на одном вечере восемь арий с оркестром, три песни. Ведь даже в опере ты поешь две арии, один дуэт, речитатив, а тут сразу восемь арий. Признаюсь честно, к концу концерта подустал.
– И все-таки, чем он был более профессионален?
– Ну, во-первых, тогда в первый раз в репертуаре у меня были в основном песни военных лет, Второй мировой войны. А сейчас уже арии. За полтора года я набрал серьезный багаж знаний в этой области, многое увидел, набрался больше опыта. Я за полтора года сделал то, что многие делают за пять-семь лет. Активно занимался произведениями Моцарта. Наконец, если тогда на первом концерте, на пюпитре у меня были тексты песен, все-таки боялся, вдруг забуду какую-то строчку из песни, то теперь у меня были ноты. То есть, я уже научился их читать, лучше разбираться.
– Теперь, спустя несколько недель, можете сказать, что концерт мог бы пройти и лучше?
– Да, определенно. Если бы было больше репетиций с оркестром. Вообще всегда можно что-то сделать лучше, чем было. Если бы мне после выступления, сказали, что это было супер, фантастика, то это было бы не интересно. Здоровая критика должна быть всегда!
– А Вы не поздно решили начать карьеру оперного певца?
– Вокалом при наличии таланта можно начать заниматься вплоть до тридцати пяти лет. Это не только мое мнение. Так говорят многие известные мастера вокального искусства. Возможно, сейчас я просто созрел мозгом и душой, и телом.
– Вы часто говорите о том, что учились в Зальцбурге. Расскажите, пожалуйста, подробней.
– В Зальцбурге есть университет «Моцартеум». Там проходит ежегодная летняя академия. Туда съезжаются лучшие профессионалы и педагоги со всего мира. На том, чтобы и я туда поехал, честно говоря, настояла супруга. Дело в том, что в 2005 году, я принимал участие в съемках российского телесериала «Туристы». Съемки этого двадцати четырех серийного фильма проходили в Турции. После съемок я вернулся в Баку, и супруга протянула мне приглашение в Зальцбург. Документы, информация о моей деятельности отправлялась туда в мое отсутствие. Там я учился в классе Ричарда Миллера. Это уникальный преподаватель. Кроме того, он профессор в двух ипостасях: вокала и отоларингологии. То есть, занимается горлом и связками, как в прямом, так и переносном смысле. Он сам преподает в Оберлинской консерватории в США. Так вот, за ним оттуда поехало шесть студентов, которым он преподает в Америке. То есть, им было мало даже того, что он преподает в обычное время, так они перед ним преклонялись. Притом нельзя сказать, что это были какие-то очень обеспеченные люди. Наоборот абсолютно простые, порой даже они чем-то экономили. В моей группе было восемнадцать человек. Мне же дали диплом лучшего вокалиста. Это стало большей неожиданностью.
– Вы, кажется, также приняли участие в конкурсе Моцарта, который проходил в том же Зальцбурге?
– Да, потом я решил замахнуться и на это. Но это была чистой воды авантюра. К тому времени я не умел грамотно читать нот, не читал на немецком и итальянском. Тем не менее, заявку на конкурс оправил. А по возращению в Баку я начал заниматься музыкой с человеком, который на протяжении пятнадцати лет очень настаивал, чтобы я этим и начал заниматься. Это директор оперной студии, заслуженный деятель искусств Азербайджана, маэстро Азад Алиев. Он просто безумно музыкальный человек. Я никогда не встречал человека так индивидуально и одновременно роскошно чувствующего музыку. Под его руководством я подготовил свой концерт. Азад Алиев мой педагог и большой друг. Он прививает мне стиль, определенный вкус. Все это мне очень помогло и в конкурсе Моцарта, в котором принимали участие четыре тысячи человек, для финала было отобрано сто. В итоге я получил диплом финалиста.
– А еще Вы лауреат конкурса Бюль Бюля, если не ошибаюсь…
– Да. Я поначалу не хотел подавать заявку на участие в этом конкурсе, боялся, что вдруг провалюсь. А потом, друзья настояли, сказали мол, давай, ничего страшного в том, что я приму участие в конкурсе не произойдет и я согласился. За полтора месяца подготовил большую конкурсную программу и стал лауреатом конкурса Бюль Бюля.
– Эльчин муаллим, правда, что Вы сейчас студент?..
– Абсолютная, студент Бакинской Музыкальной Академии. Сейчас уже на третьем курсе. Да, если в своем резюме в графе образование пишешь, что брал частные уроки и т.д., то в Европе на это плохо не посмотрят, но ведь все-таки куда лучше, если там будет указано, что я окончил Бакинскую Музыкальную Академию.
– Вы бы хотели дать концерт во дворце имени Гейдара Алиева?
– Честно говоря, для меня это не самоцель. Я, например, просто не знаю, как звучит симфонический оркестр во дворце. Просто не знаю. Да и потом, давайте будем откровенны. При всем уважении к самому себе, я сомневаюсь, что в Баку на Эльчина Азизова соберется две тысячи двести человек.
– Может пока не соберутся?
– Может и так. Но, честно говоря, вообще на классическую музыку столько людей навряд ли пойдет. Нет, ну если, конечно приедет Плачидо Доминго, Хосе Карерас, Лучано Паваротти или Монсерат Кабалье, зал заполнен будет. Ни одному из них возможно даже петь не надо будет: простого общения с публикой будет достаточно. А вот мне придется тщательно и во всех деталях отработать программу, увеличить репертуар. Да и оценивать меня будут по всей строгости. Конечно, если я уйду в эстраду, то на мой концерт во дворце людей будет битком, но я не эстрадный певец.
– То есть, на эстраду Вас не тянет?
– Нет, мне это не интересно! Очень многое там опошляется, не побоюсь этого слова – уродуется. Наряду с очень талантливыми людьми появляются откровенные бездарности. Нет, повторяюсь: мне это не интересно!
– Замечал за Вами, что Вы всегда, где, бы ни выступали подчеркивали, что Вы приехали из Азербайджана…
– Да. Даже на афишах, когда пишут, что выступает певец Эльчин Азизов, баритон и т.д, я всегда прошу, чтобы указывалось, что из Азербайджана. Где бы я ни выступал для меня важно показать не кто я, а откуда. Хочу показать, чем хороша страна, которую я представляю. К примеру, когда я давал концерт в Ярославле, то повез туда и оркестровые партитуры арии Мардана из оперы «Veten» Джовдета Гаджиева и Кара Караева. И это несмотря на то, что я должен был там исполнять партию из оперы Рахманинова. Я показал дирижеру то, что привез с собой. Он, ознакомившись, тут же включил ее в программу. И зрителям и музыкантам эта ария очень понравилась.
– Как Вы себя почувствовали в роли организатора спектакля «Оскар» московского театра «Империя звезд»?
– Да, конечно, организовывать все это очень сложно. Притом сделано все было буквально в кратчайшие сроки. За пятнадцать дней! Да, мне помогали, но большую часть работы в те дни я сделал сам. Я вас уверяю, что если бы спектакль шел два дня, то на второй во дворце был бы аншлаг. Все дело в том, что «сетевой маркетинг» в Азербайджане развит лучше наружной и телевизионной рекламы. Один сказал бы другому и так, «цыганской почтой». Кроме того, хочу отметить, что среди приехавших было двое моих друзей: Андрей Чернышов и Любовь Толкалина. Эти люди всегда во всех интервью отмечают, что мы гастролировали в таких-то городах, но особенно нам нравится в Баку.
– И все-таки сейчас люди больше пошли бы на какой-нибудь концерт местных звезд, нежели на театральную постановку с очень известными русскими актерами. Вам так не кажется?
– Просто потребитель у театра и концертов различный. Я думаю, что если бы по телевидению шли параллельно передачи про театр и шоу-бизнес, большинство выбрали именно второе.
– Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?
– Трудно сказать. Возможно, прививать правильный вкус, не показывать слабые и бессмысленные концерты. И все же я считаю, что гастроль «Империя звезд» прошла очень удачно. Люди уходили довольными. Было бы чуть больше времени на рекламу, зал был бы полным.
– Вы продолжите заниматься организацией концертов?
– Думаю, что да. Но кого привезу следующим, сказать пока не могу. Не потому что держу в секрете, просто пока над этим надо работать.
– Этот вопрос Вам задавали очень часто. Хочу сделать это еще раз. Почему сейчас в Азербайджане такая проблема с КВНом? Его просто нет…
– Ну почему же – есть. Он трансформировался на азербайджанский язык.
– По-вашему, это хорошо?
– Для национального КВНа – да. С другой стороны, с ним никуда не поедешь. У грузин раньше такая проблема была. Они писали шутки на грузинском, было смешно, переводили на русский – совсем не смешно.
– Может, молодежь изменилась?
– Мы тогда ставили совсем другие задачи перед собой. Азербайджан только стал независимым. И мы хотели как можно больше заявлять о себе за пределами республики. Вы знаете, все нас «Парней из Баку» обвиняют в том, что мы после себя не оставили потомства. Все хотят, чтобы мы научили молодых ребят шутить, петь, вести себя на сцене? Простите, но меня этому никто не учил. Мы делали абсолютно все сами путем проб и ошибок. Да, мы, конечно, можем помочь советами, Но главное, чтобы команда появилась! Есть в Азербайджане и талантливые люди и русскоязычные, просто болеют они сейчас чем-то другим. Не КВН-ом!
– Возможно, деньгами, сиюминутной известностью?
– «Парни из Баку» в Москву ехали не деньги зарабатывать. Наша цель была стать чемпионом высоко подняв флаг Азербайджана. Да и потом, редко когда команды из одного города или одной страны подряд очень удачно сезон за сезоном играли в КВН.
– По-вашему КВН для Азербайджана уже не нужен?
– Почему не нужен? Нужен, хотя бы из патриотических целей. Просто должно пройти время, чтобы появилась новая команда. Ведь «Парни из Баку» начали создаваться с 1986 года, первую визитку по центральному телевидению показали в 1991 году, а в чемпионат вышли в 1992. Видите, какая большая разница с 86 по 92 годы. И все это время велась упорная работа. А сейчас все хотят добиться всего и в одно мгновенье. Обращались к нам периодически ребята, что, мол, хотим поехать играть. Мы спрашиваем, программа есть, а они отвечают, напишем. «Что значит напишите, ведь через три месяца выступление», – вопрошали мы. «Парни из Баку» свою первую визитку готовили долго. Именно поэтому сразу нас взяли в чемпионат. А нынешние ребята, если у них что-то не получается, сразу опускали руки и переставали играть вообще.
С другой стороны винить я никого не могу. Сейчас время другое. У нас не было столько соблазнов, сколько есть у сегодняшней молодежи. У них сейчас и мобильные телефоны, которые постоянно звонят, много телевизионных каналов, рестораны, кафе, Интернет в конце концов. А у нас что было? Никаких мобильных! Как мы друг друга находили, до сих пор не понимаю. Было три телевизионных канала. В лучшем случае четыре места по всему городу, где все и собирались покушать кутабы или кябаб. И все! Но опять-таки, все это исключительно мое мнение и винить я никого не хочу.
– Вас не обижает, что «Парней из Баку» критиковали на Интернет-форумах за их последнее выступление в Москве?
– Мы ехали на 45-летие КВН. Хорошо выступили, нам аплодировали. Признаюсь честно, я просматривал эти форумы. Если бы они существовали и тогда, когда мы становились чемпионами в начале 90-ых, то нас тоже всячески критиковали. Ведь говорили же, что «Парни из Баку» все купили, что нам подсуживали, когда мы честно и абсолютно заслуженно стали чемпионами XX века. Когда человек не может сделать чего-то сам, ему не нужен предлог для того, чтобы раскритиковать кого-либо успешного. Такие люди были и будут всегда.