Писатель Эльчин Гасанов делится своими мыслями и в очередной раз демонстрирует нелюбовь ко всему азербайджанскому
Как сообщает Bakililar.AZ, писатель Эльчин Гасанов, который широкой массе читателей неизвестен (видимо, потому что ничего такого и не написал) в своей статье, опубликованной в «Новости-Азербайджан», изливает желчь, “анализируя” ситуацию в азербайджанской литературе.
Напомним, что Э.Гасанов “прославился” не какими-то особыми литературными трудами, а анти-азербайджанскими и анти-исламскими статьями, публикуемыми в интернет-издании “ЦентрАзия”.
В статье, текст (и кривой стиль письма) сохранен в первичном виде.
Среди ляпов господина Гасанова, стоит отметить следующий, например:
“Одна из причин упадка литературы в том, что начинающий писатель читает Мамеда Араза, Микаила Мушвига, абсолютно пренебрегая Лопе де Вегой, Сервантесом, Гюго, Дидро, Ремарком, Гессе, Толстым, Достоевским и прочими великими классиками. Да и перевода этих авторов на азербайджанский язык практически не существует.”
Господин (товарищ?) Гасанов,
во-первых, Вам до таланта Мамеда Араза или Микаила Мушвига, как подшипнику до автомобиля;
во-вторых, переводы трудов практически всех указанных Вами классиков на азербайджанский есть;
в-третьих, напомню, коль в Вашем литературном образовании получилась такая брешь, что Низами, Насими, Физули и многие другие тоже относятся к литературе Азербайджана.
Прочие ляпы мы отказываемся даже комментировать, а статью приводим, как отметили выше, полностью, дабы страна знала своих “героев” и тех, кто питаясь хлебом этой земли, ее ненавидит.
Текст статьи:
Являясь членом Союза писателей Азербайджана, постараюсь кратко описать положение дел в этом ведомстве, и в целом в азербайджанской литературе.
При всем моем уважении к коллективу отечественных писателей и поэтов, своим долгом считаю заявить: Союз писателей – пережиток СССР, это вчерашний день, он был создан во времена Сталина с целью контроля над писателями и поэтами. Это продукция СССР. Ныне данный Союз утратил свою актуальность полностью. Это уже никому не нужная архаистика.
В странах Прибалтики Союза писателей уже нет давно, он ликвидирован, ибо в самом деле не нужен.
Правительство ежегодно выделяет деньги нашему Союзу писателей на предмет публикации повестей, рассказов в журналах.
Вся суть в том, что для развития азербайджанской литературы Союз писателей не нужен вообще.
Скажем так: Бальзак не был членом Союза писателей, но его знает весь мир. Пастернака отчислили из Союза писателей, он получил Нобелевскую премию. Солженицын вообще не вступал в ряды этого Союза.
У нас же писатели, особенно начинающие, машинально норовят стать членами Союза писателей, совершенно не думая, что это им ничего не даст. Красная книжка этого ведомства является лишь приятной оболочкой, и только, но она не может дать ничего другого, кроме как приятных ощущений. Не более того.
При СССР были льготы, функционировал санаторий, дом отдыха для писателей. Ныне этого всего нет.
Кроме того, сегодняшние писатели Азербайджана в основном пишут и творят на азербайджанском языке, то есть их 90%, остальные 10% творческих людей пишут на русском.
Одна из причин упадка литературы в том, что начинающий писатель читает Мамеда Араза, Микаила Мушвига, абсолютно пренебрегая Лопе де Вегой, Сервантесом, Гюго, Дидро, Ремарком, Гессе, Толстым, Достоевским и прочими великими классиками. Да и перевода этих авторов на азербайджанский язык практически не существует.
Это тормозит развитие, получается локальный хаос.
Более того, нет литературной школы, нет главного учителя, который дал бы пишущей молодежи дельные советы, их давал в свое время Шиллер, Белинский, Флобер.
Посему в Азербайджане в литературной сфере царит рутина, самотек: кто что хочет, то и пишет.
В принципе, такая обстановка во всех странах СНГ, в том числе России, где долгое время Азербайджан брал подпитку, в частности, в искусстве.
Должен быть порядок, система, проще говоря, должна быть литературная школа.
Очень важный момент состоит и в том, что нет свободных театров, соответственно, потому и отсутствуют молодые драматурги.
По этой же причине в Русском драматическом театре Баку по сей день крутят «Чайку» Чехова, «Нонсенс» (воистину нонсенс) Расул – заде, и прочие устарелые, отсталые постановки.
Но мне кажется самый важный момент в том, что тут нет критика.
Именно критик обозначает литератора, нового автора, он как сапер «щупает» мину.
Русская литература в середине X1X века пошла далеко вперед, тут одним из основных факторов был Белинский. Именно он выявил таких людей, как Толстой, Некрасов, Достоевский. Все это я говорю к примеру.
Чтобы отметить все вышесказанное на универсальном языке, напишу следующее.
Любая литература делится на шесть категорий.
1. Агитационная литература, агитеза. Такая литература была во времена СССР, власть сама платила писателям – поэтам, чтобы те прославляли коммунизм и Ленина. Но при таком режиме появляются писатели – диссиденты, обнаруживается богема, андеграунд: Бродский, Солженицын, Аксенов, Давлатов, Лимонов и пр. Ныне диссидентов быть не может никак, ибо писать можно все что угодно.
2. Религиозная литература. Такие книги пишутся лишь на религиозные темы, это в данный момент происходит в Иране, Саудовской Аравии, многих иных набожных арабских странах, где царит мощная цензура. Кстати, такой порядок существовал в странах Европы в средние века, при инквизиции.
3. Детская литература, она предназначена лишь для детей, для развития, формирования у них мышления. Сказка о Царе Солтане, о рыбаке и рыбке, Гарри Потер и пр.
4. Классическая литература. Сюда относятся серьезные книги, романы и повести на тему философии, религии, войн, взаимоотношений между людьми. В качестве примера можно назвать таких классиков, как Толстой, Достоевский, Гоголь, Бальзак, Гюго, Ремарк, Хемингуэй, Фолкнер, и пр.
5. Развлекательная литература. Она делится на две подгруппы.
А) Детективы, любовные, комические романы.
Б) Дурачествующая литература, то есть, порнолитература, книги, фаршированные эротикой.
6. И последняя шкала, это общая литература, ныне она повсюду: в США, Африке, Европе и странах СНГ. Но и она делится на две подгруппы.
А) Страны, где есть контроль, механизм, порядок и система, где тут же выявляют талант (или нужного автора), толкают его вперед.
Б) Страны, где в этом плане царит бардак, хаотическая литература, то бишь пишут все, что попало, где попало, с кем попало. Стремления писать есть, но нет контроля. К таковым обществам относится и Азербайджан.
Всего шесть категорий, седьмой пока нет, не напрягайтесь.
…
Но как характеризовать литературу: по классу, который ее совершает, или по социальному содержанию, которое она в себе несет. Может в угоду определенным прослойкам?
Противопоставление одного другому в такой общей форме заключает в себе теоретическую ловушку.
Советский период литературы был, конечно, периодом диктатуры, но он прокладывал пути для крупной литературы.
Распад СССР стал началом новой тематики в писательских кругах.
Но суть в том, что Россия (к примеру) имеет потенциал, школу, механизм, посему оставшись одна, она пошла своим путем, ибо она имеет этот путь.
Азербайджанская литература, будучи без хозяина, заблудилась, запуталась в собственных сетях.
Место азербайджанской литературы определится тогда, когда мы дадим механику этой литературе, и определим ее результаты.
Между механикой (понимая под нею, разумеется, не только движущую силу, но и руководство), и между результатами, противоречия в таком случае не окажется: и механика, и результаты имеют “социологически” межеумочный характер.
Темп целиком зависит от обстоятельств. Задача
состоит в том, чтобы общество (особливо власть) насквозь прониклась тем убеждением, что
культуру народа можно победоносно поднять только культурной диктатурой. Причем эту диктатуру надлежит
понимать не “вообще”, а в смысле непосредственного обладания полной властью, четким контролем. А каким темпом придется строить в Баку литературу, это “будем посмотреть”.
ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ