Эксклюзивное интервью AZE.az с председателем международного комитета по проблемам глобальных изменений геологической среды GEOCHANGE, профессором Эльчином Халиловым.
– Эльчин муаллим, интервью с Вами вызвало большой интерес читателей AZE.az. В нашу редакцию продолжают поступать письма с просьбой узнать у Вас, какова вероятность землетрясений в Азербайджане и насколько они будут разрушительны? Что сулит нам текущий год?
– Думаю, что в настоящее время не надо быть сейсмологом, чтобы понять, что сейсмическая активность Земли угрожающе растет. Это уже очевидно для всех – год только начался, а произошло столько сильных землетрясений. Еще не успели забыться волнения от сильного землетрясения в Новой Зеландии, приведшее к огромному ущербу и жертвам, как новое сильное землетрясение произошло, теперь уже в Японии, 09 марта с магнитудой 7,2.
Иногда приходится слышать такое мнение: «всем ясно, что катаклизмы увеличиваются и этим никого не удивить». Сейчас, когда все уже началось, действительно все слишком очевидно. Но так ли было очевидно это в 2008 году, когда в прессе появились мои первые интервью со среднесрочными прогнозами, в которых говорилось, что с 2010 года начнется эпоха природных катаклизмов? Но теперь, для них уже все очевидно, так же, как и для всего человечества.
Купить – труба профильная квадратная с доставкой по России.
Многие люди спрашивают меня о грядущих событиях. Другие коллеги, наоборот, требуют ввести цензуру на все интервью с прогнозами и создавать разные контролирующие органы, пресекающие эту информацию, что, по их мнению, соответствует духу развития демократии.
Тем не менее, я постараюсь, в общей форме охарактеризовать наиболее вероятное развитие ситуации с природными катаклизмами в Азербайджане.
Азербайджан, к счастью, не относится к регионам с критически высоким уровнем сейсмической и вулканической активности, к которым относятся все районы «огненного кольца». В это кольцо входят, наряду с Индонезией – Япония, Камчатка, Алеутские острова, все западное побережье Северной и Южной Америк. Между тем, наша страна входит в состав, второй, по уровню сейсмической активности, глобальной зоны – Альпийско-Гималайского сейсмического пояса, который, как видно из названия, протягивается от Альпийских до Гималайских гор. Хотя этот пояс не столь активен, как «огненное кольцо», но и здесь происходит немало катастрофических землетрясений, которые по числу жертв и разрушений вошли в мировую историю.
В период с 2011 по 2015 годы ожидается активизация всех сейсмических и вулканических поясов планеты, включая и Альпийско-Гималайский пояс, в том числе, его сегмент – Кавказ. Все страны, расположенные в районе Кавказа, будут подвержены в этот период повышенной сейсмической активности. Однако, по моему мнению, в Азербайджане в 2011 году, несмотря на повышенный уровень сейсмической активности, все же риск катастрофических землетрясений не велик. Это мнение высказывается на основе конкретных умозаключений, основанных на 30-ти летнем опыте исследований и работы в этой области. Ведь именно этой проблеме была посвящена моя докторская, защищенная 22 года назад в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова. На чем основаны эти заключения.
Постараюсь преподнести эту информацию наиболее популярным языком. Как нами прогнозировалось в 2008 году, процесс повышения сейсмической активности в 2010 году начался и перешел в очередную более активную фазу с начала 2011 года. Но первыми начали активизироваться наиболее молодые и самые активные зоны столкновения литосферных плит, так называемые зоны субдукции. Это сверх гигантские разломы, под определенным углом уходящие на сотни километров вглубь мантии Земли – это область «огненного кольца».
И весь 2011 год будет наблюдаться процесс повышения активизации «огненного кольца» и других молодых зон субдукции в виде сильных землетрясений, извержений вулканов и цунами.
Вторыми, после молодых зон субдукции, начнут активизироваться более инертные зоны – это зоны столкновения литосферных плит, несущих на себе континенты. Эти зоны называют зонами коллизии. К ним относится и наша Альпийско-Гималайская зона. Еще в 1982 году в моих исследованиях была впервые обнаружена, проходящая поперек Каспия, зона субдукции, которая отражается в виде погружающихся под определенным углом в мантию Земли очагов землетрясений, сконцентрированных вдоль некоторой плоскости, называемой зоной Беньофа.
Таким образом, плиты несущие на себе гигантские континенты обладают большой инертностью и, по нашему мнению, они начнут активизироваться к концу 2011 года – началу 2012 года. Однако, пик сейсмической активности для «огненного кольца» ожидается в 2013-2014 годах, а для Альпийско-Гималайского пояса в 2014-2015 годах. Таким образом, для Азербайджана с конца 2011 года сейсмические процессы станут более ощутимыми и возможны землетрясения со средней интенсивностью 4,5 – 5 баллов. По мере приближения к 2014 году сила землетрясений будет расти и максимальная вероятность сильных землетрясений ожидается здесь в 2014-2015 годах, но не исключается возможность сильных землетрясений и в период с 2012 по 2013 годы. Таким образом, времени осталось не столь много.
– Эльчин муаллим, что можно сказать о ситуации в Баку?
– Также, как и во время моего подтвердившегося среднесрочного прогноза Бакинского землетрясения, произошедшего 25 ноября 2000 года, опубликованного 02 октября 1999 г. в газете «Зеркало», хочу напомнить читателям некоторые аспекты. При стандартном развитии сейсмической обстановки, в Баку следовало бы ожидать возможных толчков не ранее, чем в 2020 – 2025 годах. Именно этот период времени необходим для скопления, в известных очаговых зонах, очередных критичес-ких напряжений при стандартном развитии сейсмического процесса, о чем я говорил неоднократно после Бакинского землетрясения.
Между тем, как я уже неоднократно отмечал в последующих интервью, с конца 90-х – начала 2000 года, ход развития всех природных катаклизмов на нашей планете резко изменился, что отразилось в начале экспоненциального возрастания сейсмической и вулканической активности, числе и энергии цунами и других природных катаклизмов. Не буду останавливаться на этих фактах, достаточно подробно освещенных мною в предыдущих интервью. С учетом изменившейся геодинамической ситуации, период времени возможных сейсмических событий в центральной части Каспия сместился на 2013-2015 годы.
Наиболее вероятной областью ожидаемого землетрясения может быть область Каспийского моря, находящаяся Северо-Восточнее и Восточнее Апшеронского полуострова. На схеме показано возможное положение эпицентров ожидаемых землетрясений на Каспии.
Между тем, есть очень важный успокаивающий для бакинцев фактор – это то, что Баку находится на очень мощной «подушке» – 25 километровом осадочном слое, состоящем, в основном из песчаников, глин и известняка. Этот, достаточно «рыхлый» слой, прекрасно поглощает сейсмическую энергию, что и спасло город в 2000 году. В пределах этого слоя скопление интенсивных механических напряжений просто невозможно, поэтому очаги сильных землетрясений находятся под этим слоем – в твердых кристаллических слоях – «гранитном» и «базальтовом», а также в верхней мантии. Поэтому, даже при относительно высокой магнитуде, интенсивность землетрясения (сила землетрясения по 12-ти бальной шкале) здесь, по нашим данным, не должна превысить, в среднем, 6,5 баллов.
– В 2010-м году в мире произошли разрушительные землетрясения, наводнения, оползни. Природные катаклизмы не миновали и Азербайджан. От разлива рек Куры и Араза пострадали жители районов Азербайджана, многие из них остались без крыши над головой. Произошло извержение грязевых вулканов на Апшероне. В одном из своих прогнозов Вы рассказали, что 2011 – 2015 гг. – период наибольшего проявления катаклизмов. Что ждет Азербайджан в этот период? И почему, как – по Вашему, люди не осознают опасность строительства домов в непосредственной близости к вулканам и оползневым зонам?
– Как уже мною неоднократно отмечалось, с 2011 по 2015 годы ожидается повышение практически всех типов природных катаклизмов на нашей планете. Это также связано с очередным 24-м 11-летним циклом солнечной активности, которая, как уже доказано, также влияет на повышение многих природных катаклизмов, включая сильные землетрясения и извержения вулканов. Кстати, затянувшееся начало этого цикла почти на 2,5 года может свидетельствовать о возможности необычно высокого уровня ожидаемой солнечной активности, что подтверждается и исследованиями ряда западных ученых, обнародованными недавно на конференции AAAS в США.
Что касается Азербайджана, то в указанный период времени здесь ожидаются сильные наводнения, активизация грязевых вулканов и оползневых зон, разжижжение грунта и провалы в почве в предгорных районах.
Вы спрашиваете, почему люди столь беспечны, строя свои дома у подножья грязевых вулканов? Этот вопрос больше относится к разряду психологии людей, которым свойственно не верить прогнозам и предупреждениям, пока они не увидят все своими глазами. Говоря об этом, я вспоминаю одну из моих поездок в Индонезию, когда я посетил крупнейший вулкан на острове Бали, в кратере которого расположилась небольшая деревушка на берегу прекрасного озера в центре кратера. Я спросил у сопровождающего меня коллеги, почему эта деревня расположена прямо в кратере, тогда как из его центра постоянно исходит дым. Он сказал, что этот вулкан не извергался уже 150 лет, а почва здесь очень плодородная, вот и перебрались постепенно жители окрестных деревень в этот «райский» уголок, который в любой момент может превратиться в огненный «ад». Что тут скажешь, людям свойственно не верить прогнозам.
– Изобретенная Вами станция Atropatena установлена в ряде стран мира. Как происходит оповещение населения страны в случае прогнозирования землетрясения, то есть, извещаете ли Вы о грозящей опасности непосредственно население или правительство страны, или даете рекомендации к действию?
– Станция Atropatena – это геофизический прибор, основанный на совершенно новом физическом принципе, никогда ранее не использовавшемся. Эта технология запатентована мною в Женеве в 2005 году и на нее получен международный патент PCT. В настоящее время четыре станции Atropatena объединены в единую сеть, из которых одна расположена в возглавляемом мною Научно-исследовательском институте прогнозирования и изучения землетрясений в Баку, остальные в Исламабаде (Пакистан), Джокьякарте (Индонезия) и Стамбуле (Турция).
Скоро очередная станция начнет функционировать на Украине, недавно ставшей полноправным членом Глобальной Сети Прогнозирования Землетрясений GNFE. Процесс присоединения стран к GNFE активно продолжается. Напомню, что GNFE функционирует в качестве международной организации со штаб-квартирой в Лондоне и имеет свои филиалы во всех странах, где имеются ее станции и структуры, а также Европейское представительство в Мюнхене и представительство в США.
Станции Atropatena регистрируют трехмерные изменения гравитационного поля, которые возникают, в среднем, за 3-7 дней до сильного землетрясения, находящегося на огромных расстояниях от станций, до 10 000 км. Эти гравитационные аномалии порождаются так называемыми тектоническими волнами, которые излучаются очагами будущих землетрясений за период, в среднем, до 10 дней перед землетрясением. Эти волны очень масштабные и медленные, проходя под станциями они вызывают трехмерные изменения гравитационного поля, с помощью которых определяется местоположение, сила, время и количество ожидаемых сильных землетрясений.
Эти станции являются полностью автоматическими, их чувствительные системы работают в глубоком вакууме, а информация снимается с сенсоров с помощью лазеров. Станции передают с помощью интернет непрерывно всю записанную информацию в центральную базу данных, которая размещена во Франкфурте на Майне. Эти станции постоянно модернизируются и к настоящему времени уже произведено четыре модели этих станций, последняя из которых станция Atropatena Crystal Kh11, модели 2011 года, находится в настоящее время на тестировании. Наш институт только разрабатывает новые модели станций и тестирует их, а производятся эти станции в Научно-производственном Центре GNFE в г. Стамбуле и именно оттуда они поставляются разным странам.
– Может ли в Азербайджане быть создана система оповещения об ожидаемых катаклизмах? Ранее в интервью AZE.az Вы отмечали, что оповещением населения о землетрясении должно заниматься правительство или же по поручению правительства эта миссия может быть возложена на МЧС. Поступали ли к Вам обращения по этому поводу?
– Как я уже неоднократно говорил, GNFE не осуществляет оповещение населения или СМИ о краткосрочных прогнозах. Краткосрочные прогнозы предоставляются со стороны GNFE представителю страны, утвержденному правительством в качестве координатора, на основании двухсторонних соглашений между GNFE и соответствующим государственным органом. Этот вопрос не зависит от меня.
Политика GNFE основана на заинтересованном и добровольном вступлении любой страны в состав этой организации в качестве полноправного члена. GNFE не имеет возможности долго переубеждать консервативно и скептически настроенных ученых той или иной страны в эффективности работы своей системы. У нас на это нет времени и сил, поэтому мы посылаем информацию о новой технологии всем странам и начинаем активно сотрудничать с теми из них, кто действительно хочет изучить новую технологию и внедрить ее в своей стране, основываясь на объективности, доброжелательности и желании снизить жертвы и ущерб от сильных землетрясений. В мире 197 стран, и можете мне поверить, среди них немало стран, активно желающих присоединиться к Глобальной Сети GNFE.
Логика весьма проста – ученые должны использовать свой потенциал там, где в нем действительно нуждаются и ценят.
– Спасибо за интервью