Эльдар Зейналов: «Освобождение журналистов зависит от реакции Совета Европы»

Осенняя сессия ПАСЕ пройдет с 1 по 5 октября текущего года, в которой будут участвовать правозащитники Азербайджана.

Если до этого периода шестеро азербайджанских журналистов все еще будут томиться в тюрьмах, наша страна столкнется с серьезными неприятностями. О причинах продолжающегося содержания в заключении журналистов и на другие вопросы ответил директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, передает Bakililar.AZ со ссылкой на  «Новости-Азербайджан»

– Рассматривается ли вопрос об освобождении шестерых журналистов, осужденных по обвинению в оскорблении чести и достоинства?

– Рассматривается. В июле нам обещали, что этот вопрос будет рассмотрен в Комиссии по помилованиям. Комиссия уже собиралась, видимо, этот вопрос обсуждался. Проблема в том, что власти, приняв 18 июля 2001 года Положение о помиловании, сами себя загнали в тупик. То есть раньше президенту не требовалось прошения о помиловании для того, чтобы помиловать заключенного. Сейчас, как правило, необходимо прошение или ходатайство со стороны депутатов или омбудсмана. Но, как правило, если нет прошения, на ходатайство не реагируют. Ходатайство воспринимается как дополнение к прошению. То есть человека надо «отпустить» в политическом плане, а потом уже освободить.

– Чего ждет государство для того, чтобы освободить журналистов?

– Я думаю, они ждут реакции Совета Европы, они смотрят, будет ли в повестке дня ПАСЕ вопрос о соблюдении прав человека в Азербайджане. Если этот вопрос включат в повестку, то журналистов выпустят до начала сессии. Если же не будет включен, журналистов продержат в тюрьме до начала января, то есть до зимней сессии ПАСЕ. Для освобождения журналистов они должны подать прошение о помиловании, но для многих это смерти подобно, так как их поступок может быть принят в обществе как отказ от убеждений. Они станут «обиженниками».

– Вы прибегаете к тюремной терминологии, хотя речь идет о журналистах.

– Здесь действуют не законы, а «понятки». Почему одни (бывший министр Али Инсанов – Ред.) могут открыто воровать в течение 10 лет два с половиной миллиарда долларов, и никто ему об этом не укажет, а других сажают за решетку за одно слово против этих же преступников?