«Статус-кво не только неприемлем, но и губителен. Он губителен для региона, для страны, для каждого человека. Нам необходимо добиться какого-то развития мирных переговоров», – считает азербайджанский министр.
Как сообщает AZE.az, Нагорному Карабаху нужно не прекращение огня, а окончательное мирное урегулирование, заявил, выступая в Германском обществе внешней политики, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, отвечая на вопрос американского студента, пишет "Вестник Кавказа".
"Что касается перемирия, я считаю, что прекращение огня это не панацея, это не долгосрочное решение. Эта апрельская война, которая была начата в начале апреля, когда Армения своим нападением поставила под угрозу режим прекращения огня, доказывает, что само по себе это перемирие, режим прекращения огня был очень хрупким или вообще даже не существовал. Хорошо, мы соблюдаем режим прекращения огня, но вопрос не в этом. Держаться за режим прекращения огня и избегать политического решения конфликта означает, что мы продолжаем сохранять военную составляющую конфликта. Как я уже сказал в своей приветственной речи, мы обязаны избавиться от военной составляющей. Мы должны вернуть наших солдат обратно в казармы. И только в этом случае мы можем рассчитывать на разрешение конфликта", – подчеркнул он.
"Что касается механизма расследования нарушения режима прекращения огня, он должен иметь правовую основу. Если мы подпишем мирный договор, если мы подпишем соглашение о сроках вывода армянских войск с оккупированных территорий, тогда мы сможем выработать механизм расследования. Но механизм должен быть частью чего-то. Невозможно выработать такой механизм, поддерживая статус-кво в нынешнем виде. Нужно смотреть на вопрос шире. Задавая вопрос о выработке механизма расследования нарушения прекращения огня, вы тем самым сами подтверждаете мой посыл о том, что военный компонент должен быть минимизирован. Другого выхода нет. В противном случае все это будет повторяться до бесконечности. И зачем это нужно? Убивать молодых людей, солдат? Зачем? В чем цель?", – сказал Эльмар Мамедъяров.
Говоря о деятельности Минской группы ОБСЕ, глава МИД отметил, что ее сопредседатели не выдвигают никаких новых идей по урегулированию конфликта. "Они предлагают то, что слышат от обеих сторон – Армении и Азербайджана. Учитывая, что лидеры стран-членов Минской группы стараются избежать любого острого вопроса, самое главное, чтобы не было соблазна рассуждать: "Вот мы 25 лет вели переговоры. Теперь мы найдем удобную тему, и будем вести переговоры еще 25 лет". Такого быть не должно. Я, может быть, повторяюсь, но скажу еще раз, что статус-кво неприемлем", – заявил министр.
"Статус-кво не только неприемлем, но и губителен. Он губителен для региона, для страны, для каждого человека. Нам необходимо добиться какого-то развития мирных переговоров", – развил он эту мысль, отвечая на один из следующих вопросов.
При этом глава МИД указал на контрпродуктивность чрезмерного сосредоточения внимания в ходе переговорного процесса на каких-то отдельных деталях этой проблемы. "После 20 лет переговоров, я считаю, что самые большие сложности, с которыми вы сталкиваетесь в переговорном процессе, начинаются, когда вы углубляетесь в детали. Мы не Нострадамусы, мы будущее не видим. Мы не знаем, что случится в будущем, но мы должны думать о том, что в принципе правильно делать для того, чтобы построить мир в регионе, вернуть мир людям, живущим в регионе, и вернуть мир на благо региона. Поэтому мне кажется, что углубляться в мелкие детали – это снова путь в никуда. Поэтому мы пытаемся избегать на переговорах всех спорных, острых вопросов", – считает Мамедъяров.
Отвечая на вопрос о предоставлении каких-либо новых гарантий безопасности армянской стороне, министр выразил сомнение в том, что в этом есть необходимость, поскольку уже существующие более чем убедительны. "В переговорах участвуют такие страны как США, Россия и Франция. Вы знаете хоть один конфликт, который решался бы без привлечения хотя бы одной из этих стран? В частности, США и Россия – постоянные члены Совбеза ООН. И я не могу понять, какие еще гарантии должны быть предоставлены. Я честно говорю. Какие гарантии США может предоставить Нагорному Карабаху? Это вопрос. С другой стороны, президенту Армении стоит подумать над этим", – отметил азербайджанский дипломат.
Комментируя проблему беженцев, он выразил уверенность, что рано или поздно настанет тот день, когда они смогут вернуться в свои дома. "Что касается беженцев, то это самая неприятная часть конфликта, я согласен. Бедные люди, проживающие на этих территориях, страдают. Мирное население, изгнанное с этих территорий, бежало в Азербайджан. И мы задаемся вопросом с самого начала конфликта, почему эти люди не выстраивают отношения между собой, армянское и азербайджанское население Нагорного Карабаха? Мы жили бок о бок в течение долгих лет и веков, жили как соседи до начала этого конфликта. Почему бы этим людям не сесть за стол и не поговорить друг с другом без участия политиков, журналистов, властей? Например, врачи, медсестры, учителя, инженеры. Потому что однажды придет тот день, когда они снова будут жить друг с другом, я в этом не сомневаюсь. Конечно, беженцы страдают. И тут нет разделения по национальностям, страдают все. И, кстати, одним из принципов разрешения конфликта должно стать возвращение людей в свои дома, в этом нет сомнения", – напомнил министр.
По его словам, первым шагом на пути к установлению доверия между двумя народами может послужить "налаживание прямого контакта между людьми". "Если нам удастся посадить за стол в одной комнате представителей армянского населения и азербайджанского населения, конечно, поначалу будет трудно разговаривать, назавтра тоже будет трудно, а через месяц они найдут общий язык. Это и есть укрепление доверия. Вы говорите: "Что вы делаете, чтобы мы вам доверяли?" А я вас спрашиваю: "А вы что делаете, чтобы мы доверяли вам?" Чтобы построить доверие, нам нужны прямые контакты между людьми. В конце концов, нравится это кому-то или нет, война кончится. Вся мировая история доказывает, что рано или поздно люди начинают жить мирно друг с другом, находят общий язык, на котором обсуждают и строят свое совместное будущее", – резюмировал Эльмар Мамедъяров.
"Доверие – это не яблоко. Нельзя пойти в магазин, купить и откусить его. Это вопрос поколений. Мой вам совет, если вы считаете, что ваш аргумент действительно весомый, для меня это значит, что вы думаете, что вы хотите построить еще одну стену в регионе. Но стены – это прошлый век, их нет. Мы находимся в Берлине. И Берлин – яркий пример того, что стены не работают. Не в этом дело. Смотрите на вещи шире. Я согласен, что построение доверия – это самое сложное, но для этого нужно работать. Нужно думать шире, нужно думать о том, как договариваться с соседями. Что вы будете делать? Возьмете Карабах и сбежите с ним на Луну, что ли, в Калифорнию, в Марсель? Это смешно. Нужно думать о том, что думает человек, который сидит рядом, только так можно продолжать двигаться вперед", считает министр.
Обращая внимание на религиозный аспект в нагорно-карабахской проблеме, глава МИД отметил, что в СМИ очень много спекуляций, которые ставят знак равно между армяно-азербайджанским конфликтом и конфликтом между христианами и мусульманами. "Это вопрос к тем журналистам, которые это пишут, насколько глубоко они изучили вопрос. Если бы в этом была суть, как можно было бы объяснить тот факт, что христианская Армения имеет такие прекрасные отношения с Ираном, у которого порой бывают непростые отношения с Азербайджаном, хотя большинство населения Азербайджана – шииты, как и население Ирана. Я считаю, что последнее, что нам нужно делать в отношении этого конфликта, выявлять в нем религиозную составляющую, потому что это все равно, что выпустить джина из бутылки, это не принесет ничего хорошего ни нам, ни Армении, ни соседним государствам", – сказал Мамедъяров.