И наконец, нельзя прокладывать газопровод мощностью в 50 млрд. кубометров, не зная, кому все это предназначено, да еще в течение года с небольшим.
Как передает AZE.az. на днях прозвучали два важнейших заявления, которые могут сильно изменить расклад сил в газовых играх на подступах к Европе в черноморском регионе, достигших в последнее время своего апогея. В Анкаре министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сделал сенсационное заявление. По его словам, Турция и Россия окончательно не договорились по строительству «Турецкого потока». Несмотря на то, что стороны еще 13 июня в Баку предварительно договорились по ряду вопросов, на данный момент нет никакого окончательного соглашения между сторонами о строительстве «Турецкого потока», пишет Haqqin.
Йылдыз – человек конкретный, который любит все называть своим именем. Поэтому можно не сомневаться в том, что своим лаконичным заявлением он положил конец, во всяком случае на длительный срок, планам Путина по поставкам российского газа в Европу через территорию Турции, минуя Украину.
Второе заявление прозвучало в Баку в ходе встречи министра энергетики Азербайджана Натига Алиева с послом США в этой стране Робертом Секутой. Алиев заявил, что в реализации крупных энергетических проектов очень важна политическая поддержка. Он проинформировал посла о том, что работы по реализации «Южного газового коридора» идут строго по графику, Азербайджан выполняет все свои обязательства по энергетическим проектам. А касаясь проблем, возникших в реализации проекта Трансадриатический газопровод (TAP), Алиев высоко оценил позицию США по данному вопросу.
«Пример Баку-Тбилиси-Джейхан подтвердил, что при реализации крупных энергетических проектов важна политическая позиция. В реализации «Южного газового коридора» и его компонента TAP такая поддержка также важна», – сказал министр.
Секута, со своей стороны, обещал поддержку Вашингтона при добыче и транспортировке газа Азербайджаном. Стороны также обменялись мнениями о воздействии событий в Греции на энергетические проекты и мировые цены на нефть, на проекты Транскаспийского трубопровода и газопровода «Турецкий поток».
Сравнивая эти два заявления, можно прийти к выводу, что Турция окончательно погубила проект «Турецкий поток», хотя ей в целом он был очень выгоден. Ее не устроили российские условия, в том числе и размеры ценовых скидок на поставляемый непосредственно в Турцию газ. Не исключено, что свою роль в этом сыграли и проекты TANAP и TAP, также предназначенные для доставки в Европу газа, но азербайджанского. В конце концов, нельзя было долгое время поддерживать два конкурирующих проекта. В противоположность России, Азербайджан не только избавился от сильной российской конкуренции, но и заручился поддержкой такого важного партнера, как США.
В любом случае Турция свой выбор сделала. И выбор этот был сделан не случайно, не волевым решением политиков, а обдуманно. Стороны приближались к такому исходу, который предсказывал относительно недавно и haqqin. Мы устали утверждать, что нельзя строить сложнейший газопровод международного масштаба без соответствующих проектных изысканий, без межправительственного соглашения и прочих документов, дающих право на его строительство. И наконец, нельзя прокладывать газопровод мощностью в 50 млрд. кубометров, не зная, кому все это предназначено, да еще в течение года с небольшим.
Но российская сторона, не обращая внимания на критические замечания СМИ, в том числе и своих, старалась лишь форсировать события, оговариваясь тем, что все это, мол, можно наверстать и в ходе строительства. Хотя все эти заверения не выдерживали никакой критики. Возьмем, к примеру, утверждения «Газпрома» о решении компании использовать для прокладки по дну Черного моря труб, закупленных еще для проекта «Южный поток», являющегося предшественником «Турецкого потока».
Но «Южный поток» предусматривал прокладку лишь одной ветки газопровода, а не четырех – именно столько веток было решено вывести на турецкий берег. Простые арифметические расчеты показывают, что диаметры одной и четырех труб для равного объема газа не могут совпадать. Но «Газпрому» было не до таких «мелочей». В результате получилось то, что и ожидалось. И никакие меморандумы, подписанные ранее с Турцией, а совсем недавно и с Грецией, помочь Москве не могли. Зато она сломала последнюю надежду оказавшейся в сложнейшей ситуации Греции, которая считала Россию самым надежным союзником.