«Газпром» пересмотрел конфигурацию газопроводной системы «Турецкий поток» – она может оказаться в два, а то и в четыре раза меньше ранее заявленного формата из четырех ниток на 63 млрд. кубометров в год.
Как передает AZE.az, Агентству газовой информации сообщили источники в отрасли, что теперь в «Газпроме» настроены строить минимум одну – максимум две нитки черноморской магистрали, пишет haqqin.az. «Честное слово, данный российский проект, а вернее, разворачивающиеся вокруг него события, стали уже настолько анекдотичными, что реагировать на них серьезно становится все труднее.
Мы много о них писали, и возвращаться к этой теме вновь, не испытываем желания. Но в то же время следует отметить, что такой поворот событий ожидался, более того – не исключена вероятность и полного отказа Москвы от «Турецкого потока».
Обратите внимание: в конце июля министр энергетики России Александр Новак заявил, что Москва готова подписать межправительственное соглашение по одной нитке «Турецкого потока» в течение недели-двух. По его словам, турецкая сторона изучает проект соглашения.
Тогда же сообщалось, что межправительственное соглашение по второй-четвертой ниткам «Турецкого потока», которые, как ожидается, будут доставлять газ для стран Евросоюза, будет выделено в отдельный документ.
Но вскоре ИТАР-ТАСС сообщили в Минэнерго, что Россия направила Турции два предложения по межправительственным соглашениям по «Турецкому потоку» – по одной нитке и по четырем ниткам. И, мол, оба предложения рассматриваются турецкой стороной. Но уже 3 августа министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сказал, что Россия направила запрос на четыре нитки газопровода.
А всему этому, в свою очередь, предшествовали сообщения о том, что переговоры по строительству газопровода зашли в тупик из-за отсутствия ключевого соглашения о предоставлении Анкаре скидки на российский газ.
Речь идет о скидке в 10,25% на газ объемом поставки 28–30 млрд. кубометров, которую в феврале анонсировал министр энергетики Турции Танер Йылдыз. А если учесть, что о начале строительства морского участка «Турецкого потока» глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил лишь в начале мая 2015 года, то и вовсе диву даешься. Вот сколько не стыкующихся друг с другом заявлений.
Проект по прокачке 63 млрд. кубометров газа в год из России в Турцию по дну Черного моря и стоящий не один миллиард долларов (точной сметы, как и проекта в целом, еще нет) превратился в руках российских чиновников самого высокого ранга в какую-то игрушку, кстати, в эту игру охотно подключились и турецкие чиновники. И непонятно, чего здесь больше: политических или экономических интересов сторон, или просто они оттачивают на примере этого проекта свои дипломатические способности.
Но как бы эти игроки ни пытались продолжать игру в том виде, который был предложен изначально президентом России Владимиром Путиным, дальше уже невозможно. Слишком много данный проект содержит политических и экономических рисков. Стороны уже который месяц ведут все переговоры буквально на пальцах, до сих пор нет ни одного утвержденного документа. Даже по направленному в Турцию проекту межправсоглашения, подготовленному российской стороной, о котором говорят сегодня на самом высоком уровне, так много вопросов, что голова ходит кругом. И самое главное – одну, две или все четыре нитки газопровода придется рассматривать Анкаре?
Но как бы ни крутили все чиновники, ясно как день, что турецкий парламент просто не готов сегодня рассмотреть соглашение по «Турецкому потоку». Сам министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил недавно, что если межправительственное соглашение по строительству «Турецкого потока» даже и будет подписано между Анкарой и Москвой, то парламент страны пока не готов его рассмотреть.
Хотя министр и не назвал причину, по которой парламент не сможет рассмотреть документ (рассмотрение и ратификация подобных документов парламентом является обязательной процедурой), но это и так понять можно. В стране образовался правительственный кризис, из которого возможен лишь один выход – проведение повторных парламентских выборов. Когда они еще пройдут и когда смогут политические силы Турции создать, наконец, коалиционное правительство, еще не известно. Но в любом случае до конца текущего года все эти процедуры не завершатся.
Да, не может сегодня Россия проложить до границы Турции с Грецией газопровод мощностью более 47 млрд. кубометров (15,75 млрд. кубометров – доля самой Турции). Тем более в течение двух лет. Нет у нее для этого ни достаточных финансовых средств, ни политической решимости, ни, наконец, источников сбыта такого объема газа. Не случайно, ведь ранее турецкий министр Йылдыз открыто заявил, что основной причиной задержки в реализации проекта «Турецкий поток» является именно позиция российской стороны.
И так же не случайно первоначальная мощь проекта стала таять на глазах. Если вначале речь шла о газопроводе мощностью 63 млрд. кубометров, то потом его разделили на четыре равные по мощности нитки, а потом и вовсе заговорили об одном или двух нитках.
А уже на следующем этапе, видимо, Москва заявит о необходимости вернуться к действующему газопроводу, проходящему через территорию Украины. То есть вернется на исходные позиции, хотя из-за этого и не стоило затеивать многолетнюю трубную игру в «Южный поток» и «Турецкий поток».
Не будем говорить, что такая игра «съела» уже несколько миллиардов долларов, но она еще нанесла и большой удар по политическому имиджу России. А о падающем авторитете «Газпрома» и говорить не приходится».