Если бы Армения не захватила бы часть территории Азербайджана…

Депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана проанализировал последствия войны, развязанной армянами в Карабахе.

Как сообщает Bakililar.AZ, депутат Милли Меджлиса Айдын Мирзазаде в статье, опубликованной в газете “Эхо” проанализовал итоги войны в Карабахе для Армении и Азербайджана.Карабахский конфликт начался в 1988 году с первого митинга.

Как всегда бывает в истории, война искалечила судьбы миллионов людей, нанесла ущерб экономике в обоих государствах, исключила возможность сотрудничества.

Целое поколение начало видеть друг в друге только образ беспощадного врага.Несмотря на все усилия, проблема до сих пор не решена.

Азербайджан требует освобождения оккупированных территорий, уважения Арменией своей территориальной целостности, создания условий для возвращения на свои земли около миллиона человек вынужденных переселенцев.

Взамен официальный Баку обещает нагорно-карабахской части страны высокий уровень автономии, достойный жизненный уровень и обеспечение гражданских прав населения.

Обещания будут гарантированы большими государствами мира.

Кроме того, в этом случае Азербайджан восстановил бы с Арменией все двусторонние отношения.

Армения требует или присоединения к себе оккупированных территорий, или же объявления их независимым государством.

Таков итог 21 года противостояния, и на первый взгляд выхода из ситуации нет.

Правда, регулярные встречи руководителей Азербайджана и Армении при посредничестве США, России и Франции оставляют надежды на решение конфликта.

А интенсификация переговорного процесса в 2009 году внушает веру в то, что вопрос может быть решен в ближайшее время мирным путем.Итак, два народа, имеющие богатую культуру и плодотворные контакты в мире, потратили огромные ресурсы на то, чтобы получить такой итог.

При этом одна из сторон была втянута в конфликт насильно, а другая шла на него сознательно.

Так или иначе, историю невозможно повернуть вспять.Но часто в обществе задается вопрос: а что было бы, если бы событий, начавшихся в 1988 году, не было?С помощью математического моделирования можно создать альтернативный вариант истории.

Хотя, конечно, эти предположения носят умозрительный характер.Предварительные выводы показывают, что объем и качество потерянного настолько велики, что и к нему стоит присмотреться.

Если бы не было процесса, начатого в 1988 году мировым армянством и радикальными группами в Армении, обе страны применяли бы свои силы не друг против друга, а с целью предотвращения тяжелых последствий развала СССР.

Ведь прекрасно известно, что потери, остающиеся под обломками разрушающей империи, всегда очень велики.

Мозговые центры Азербайджана и Армении все ресурсы направляли на подготовку программ построения постсоветского общества и в сотрудничестве изучали бы зарубежный опыт.

Демократические круги сломали бы сопротивление консервативных сил, привносили бы в общество принципы демократии, прав человека и верховенства закона.

Общества Азербайджана и Армении, не связанные сложными и мучительными карабахскими цепями, отдали бы предпочтение эволюции, не позволили бы путем внутренних и внешних происков вывести своих интеллектуальных лидеров из общественного процесса.

Новое поколение отдало бы предпочтение не радикализму и конфликтам, а цивилизованным методам решения текущих проблем.

Обе страны стали бы использовать свои материальные возможности не на приобретение старого вооружения разваливающейся Советской армии, а на новые технологии, создание финансово-банковской системы, современного университетского образования.

Еще более решительно они пересекали бы путь к власти охлократии и прячущимся за ней реакционным силам.Стороны не стали бы тратить силы на подсчет азербайджанского и армянского населения, не расселяли бы их по национальным квартирам, а использовали бы их для наилучшего решения своих внутренних проблем.Не было бы трагедии Сумгайыта, Армения легче перенесла бы последствия землетрясения в Спитаке.

Не было бы 20 января 1990 года в Баку, геноцида в Ходжалы, взрывавшихся неоднократно в Азербайджане вертолетов, вагонов метро и автобусов.

Обе страны не трясло бы на переходе от одного стресса в другой.

Большие ресурсы не направлялись бы на перемещение в короткое время миллионов азербайджанских и армянских семей по национальным квартирам.

А это – многомиллиардные материальные и гораздо более тяжелые моральные траты.

Не надо было бы заново пересматривать традиционные хозяйственные уклады и общественную атмосферу.В обеих республиках азербайджанские и армянские общины продолжали бы жить в насиженных местах и максимально пользовались бы возможностями и связями друг друга.В период развала СССР обе стороны все свои силы использовали для ослабления друг друга.

А эту энергию можно было бы использовать для получения своей справедливой доли делившегося общесоюзного имущества.Если бы не было военных действий в период 1991-1994 года: большие ресурсы не использовались бы с разрушительными целями; многомиллиардные ресурсы Армения могла бы направить на модернизацию экономики, социальное развитие и создание современной инфраструктуры; в свою очередь, наша страна тоже не направила бы ресурсы на отражение агрессии, не

пришлось бы связывать все возможности с фактором войны и обустройством миллиона внутренних беженцев; не был бы уничтожен материальный и культурный потенциал оккупированных азербайджанских территорий, не была бы разрушена духовная связь между поколениями, тяжелый груз, рожденный армянской оккупацией, не лег бы на плечи восстанавливаемого азербайджанского государства; война, оккупация и трудная жизнь беженцев не унесли бы не менее 100 тысяч жизней азербайджанских граждан, сотни тысяч

людей не стали бы инвалидами, миллионы не получили бы психологическую травму;В общем же территориальные претензии Армении к Азербайджану и последовавшие события отбросили нашу страну минимум на 50 лет назад.В случае же с Арменией, итоги карабахских событий к 1994 году казались выигрышными для нее.

Но анализ показывает, что суммарно проигрыш оказался больше: тотальная милитаризация армянского общества привела целое поколение к убеждению, что хлеб и успех можно заработать только с помощью оружия и насилия; Армянское общество надолго потеряло понятие “соседа”; оно потеряло традиционный промышленный уклад и рынки сбыта, компенсируя это грабежом оккупированных азербайджанских территорий; закрытие союзником Азербайджана Турцией границы сильно ударило по развитию армянского государства; прекращение всех связей

с Азербайджаном столкнуло Армению с множеством неожиданных и неразрешимых проблем; тысячелетиями не было армянского государства, а сегодняшнее абсолютно не соответствует общепринятым мировым стандартам; хотя 15 процентов населения Армении не превратилось в вынужденных беженцев, как в Азербайджане после агрессии, но гораздо больше населения предпочло просто эмигрировать.Достижение 10 мая 1994 года режима временного прекращения огня Арменией и Азербайджаном фактически заставило заново занять стартовое положение

для самоутверждения в мировом сообществе.Азербайджан эти вопросы стал решать под руководством великого Гейдара Алиева, и его принципы до сих пор оказывают сильное положительное влияние на развитие страны.

Армения не смогла найти своего Гейдара Алиева и с 1994 года развивается болезненным “методом проб и ошибок”.

Результат – выигравшая первый этап войны Армения сейчас многократно проигрывает Азербайджану во всех сферах.

Развал империи под названием СССР был неизбежен, и история обязательно сделала бы все 15 союзных республик независимыми государствами.

Значит, в истории предположительно существовал и другой, более благополучный вариант взаимоотношений Азербайджана и Армении.

Если бы Армения не выдвигала территориальные претензии к Азербайджану, не начнись нагорно-карабахский конфликт в 1988 году, если не прошли бы военные действия в 1991-1994 году, оба государства начали бы строить свою независимость совсем в другой форме.

С первого дня установились бы нормальные соседские отношения, обмениваясь опытом государственного строительства.

Республики не стали бы милитаризироваться, большие средства направлялись бы на создание инфраструктуры, развитие предпринимательства и решение социальных проблем.

Хозяйственные связи не стали бы рваться, искались бы новые формы бизнес-отношений.

Широкая приватизация превратила бы азербайджанские и армянские общины, проживающие как в Азербайджане, так и в Армении, в собственников, привязанных к стране проживания.

Большие политические и материальные ресурсы не использовались бы как за рубежом, так и в стране для создания взаимного отрицательного имиджа, а пошли бы на увеличение пенсий и пособий.На десятки миллиардов долларов, потраченные на военные цели, было бы построено бесчисленное количество квартир, школ, социальных объектов, проложены дороги, мосты, созданы современные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест с высокими зарплатами.

Этот же источник мог бы изменить среднее и высшее образование, возродить искусство.

Обе страны стали бы участниками всех региональных проектов.

В первую очередь Ереван стал бы серьезным пайщиком нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и газопроводов.

Азербайджан и Армения, объединив финансовые возможности, международные связи, использовав свойственную им предприимчивость, превратились бы в серьезную экономическую мощь гораздо большого региона, нежели совокупность их территорий.

Объединив интересы и возможности, Турция, Азербайджан, Грузия и Армения могли бы создать структуру наподобие Евросоюза.

При развале Советского Союза Азербайджан и Армения имели одинаковый годовой бюджет – примерно 4 миллиарда тогдашних рублей.

Сегодня в Азербайджане этот показатель – 15 миллиардов долларов США бюджета и 18 миллиарда долларов валютного запаса.

В Армении – 2 миллиарда долларов годового бюджета и несколько сот миллионов долларов валютного запаса.

Если бы не территориальные претензии и оккупация, объем обоих бюджетов был бы гораздо больше, а разрыв между ними гораздо меньше.

Как в Европе, история и споры об истории стали бы исключительной прерогативой науки, а не политики.

Единственным полем для соперничества остались бы спортивные площадки и конкуренция за привлечения выгодных бизнес-проектов в свои страны.

Но это соперничество сделало бы стороны более сильными и открыло бы новые сферы сотрудничества.

Используя возможности обеих стран, можно было бы создать совместные, или дополняющие друг-друга современные медицинские центры, рейтинговые университеты, банковский сектор, туристические комплексы и здравницы, транзитные энерго- и транспортные системы.

С тем же успехом можно было бы создавать совместные предприятия военно-промышленного комплекса и сеть информационно-коммуникационных технологий.

Современный исламский мир, частью которого является Азербайджан, прекратил бы осуждение Армении за оккупацию, и она могла бы воспользоваться огромными возможностями исламских стран.Но в реальности есть не то, что могло быть, а то что есть.На 2010 год в бюджете Азербайджана в общем суммарно предусмотрено 150 миллионов долларов США на социальные нужды населения восьми оккупированных со стороны Армении районов Азербайджана.

А Ереван на будущий год для оккупационного режима не может найти и половины этой суммы, хотя для них предусмотрен особый резерв – бюджет Армении на будущий год составит всего 2,2 миллиарда долларов США.

Бюджетно-валютный запас Азербайджана достиг 35 миллиарда долларов, но армянская оккупация части территории тормозит темп развития.

Азербайджанская армия имеет годовой бюджет 2 миллиарда долларов.

Армия Армении – 0,5 миллиарда долларов.

И это сравнение напоминает Армении и мировому сообществу о суверенном праве Азербайджана освободить оккупированные территории, в том числе военным путем.

Затягивание решения нагорно-карабахской проблемы затрагивает интересы не только двух стран, но и региона, и всего мира.

Альтернатива 21-летних армянских территориальных претензий в современном мире существует.

Это взаимное уважение территориальной целостности, политика добрососедства, взаимное сотрудничество.

Для этого в последнее время созданы широкие возможности.

Но надо иметь в виду, что история не так уж часто предоставляет шансы удачи.

Каждая сторона прошла свой путь эволюции.

Это нормально, и мир принимает это различие.

Но успех достигается тогда, когда различия не углубляют, а сближают позиции, ищут точки соприкосновения.

Надо иметь в виду, что интересы не могут реализовываться с нарушением международных правовых норм и ущемлением законных прав других.

Ни одна сторона не имеет право требовать от других того, с чем не готова согласиться сама.

Азербайджан уже прошел свою часть пути, и очередь выбора пути в будущее уже за нашим соседом Арменией.