Есть ли перспективы у «лиразоны»?

Отечественный эксперт считает идею создания валютного союза на основе турецкой лиры совершенно бесперспективной.

Как сообщает AZE.az, создание валютного союза на основе турецкой лиры совершенно бесперспективно. “Азербайджан, Иран а также среднеазиатские страны имеют разный уровень экономического развития. В рамках двусторонних торговых и других экономических отношений между странами турецкая лира не может выступать в качестве основной валюты. Объем торгового оборота Азербайджана или же потребность населения в личном формате в ближайшее время не нуждается в использовании турецкой лиры”. Об этом заявил “Эхо” председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.

По его словам, реальность такова, что, несмотря на состояние евро, турецкая лира никогда не сможет выступить в качестве регионального валютного союза. Ни европейские, ни турецкие политики никогда не поставят данный вопрос на повестку дня. “Евро действительно сегодня переживает не лучшие времена. Евросоюз – это плохо созданный Советский Союз. Пока среди стран ЕС не будет налажена единая валютная и финансовая дисциплина, евро будет слабеть. На сегодняшний день более или менее держится доллар, но при хорошей дисциплине евро может обогнать и доллар”, – отметил он.

В свою очередь в пресс-службе Центрального банка Азербайджана пообещали “Эхо” прокомментировать идею создания валютного союза на основе турецкой лиры в течение пяти рабочих дней.

Кстати говоря, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган допустил возможность создания валютного союза на основе турецкой лиры, пишет The Wall Street Journal. По его словам, некоторые члены Евросоюза посоветовали туркам создать “лиразону”, и Эрдоган согласился с данной идеей. “Есть участники ЕС, которые против евро, не хотят в еврозону. Они советовали нам: “Даже не думайте вступать в еврозону, вы же можете создать зону турецкой лиры”. Скажу вам, я согласен”, – рассказал Эрдоган.

Турецкая лира традиционно считалась слабой валютой, и до недавней деноминации туркам было привычно платить за хлеб или молоко миллионы лир. Однако в последнее время лира демонстрирует хорошие показатели – с начала года она укрепилась на 5% к доллару, тогда как в прошлом году – упала на 20%. В то же время турецкая общественность и СМИ неоднозначно отнеслись к данной идее. В газете Sabah написали, что деловое сообщество поддерживает предложение премьера, а вот в Milliyet данный проект назвали “безумием”.

Как отмечает американское издание, аналитики, включая турецких, не считают идею “лиразоны” реалистичной. Потенциально к ней могут присоединиться лишь Азербайджан и Иракский Курдистан, но и для них такой шаг был бы исключительно трудным. Позицию премьера поддержал министр экономики Зафер Чаглаян, который подчеркнул, что заявление Эрдогана нельзя воспринимать как сделанное “ни с того ни с сего”. “Мы увеличиваем объем международных транзакций в лире и ведем по данному вопросу очень активную политику”, – заявил он.

“В ближайшем будущем вряд ли какая-либо из стран согласится выступить в группе стран для создания общей валютной зоны. Во всем мире существует единственная практика создания еврозоны, которая себя не оправдала. Страны, входящие в зону евро, до сих пор не могут согласовать единую налоговую и бюджетную политику. Единственной регулируемой на сегодня остается монетарная политика, чего недостаточно для регулирования всех экономических отношений в Евросоюзе”, – сказал глава Азербайджанского банковского учебного центра Джаваншир Абдуллаев, комментируя заявление премьер-министра Эрдогана о планах создания TL-зоны.

Исходя из этой практики, по его словам, в ближайшем будущем вряд ли какая-либо валюта, которая станет конвертируемой, будет введена в качестве единой для группы стран. Однако он считает перспективным использование национальных валют в торговых отношениях между двумя странами, но при условии создания сбалансированных торгового и платежного балансов.

“Если эти отношения не сбалансированы, и валюта неконвертируемая, то это может привести к серьезным проблемам, – сказал Абдуллаев. – Значит, эта система может работать как минимум при сбалансированном товарообороте и платежных операциях” (Тrend).

Как сказал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, не стоит считать однозначно несбыточными заявления, которые делают лидеры государств. Идея вполне оправдана, полагает он, учитывая, что в Евросоюзе рецессия, а Турция, невзирая на стабильно растущий товарооборот с европейскими странами, никак не может вступить в ЕС. Тем более что даже некоторые члены Евросоюза уже рекомендуют Турции создать “лиразону”.

Если раньше турецкая лира считалась слабой валютой, то в последнее время она укрепляется. С начала года она выросла к доллару на 5 процентов. “Хотя де-факто это крайне трудно реализуемая инициатива, – считает Мамонтов. – Она чрезвычайно важна в качестве посыла, который отображает общее направление турецкой государственной политики”.

И это ни в коем случае не популизм. Эта идея в первую очередь адресована европессимистам, которые уже рассматривают сценарии построения новых валютно-экономических союзов на руинах еврозоны”. Как сказал эксперт, Италия, например, входит в пятерку основных внешнеторговых партнеров Турции. И сейчас оказалась в тяжелом финансовом положении из-за евро. Поэтому нет ничего невероятного, если бы она, в случае выпадения из еврозоны, решила примкнуть к валютному союзу на основе турецкой лиры. То же справедливо для Греции и Испании (rg.ru).

Примером крупнейшего валютного союза служит зона евро. Так, 1 января 1999 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих в тот момент в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу, которая использовалась в финансовой системе Европы с 1979 по 1998 год. На данный момент в еврозону входят 17 стран.

Сейчас в мире рассматривается несколько вариантов создания региональных валютных союзов по примеру еврозоны. В частности, долгое время шли переговоры о том, чтобы сделать российский рубль единым платежным средством для РФ и Беларуси, а арабские страны Персидского залива несколько раз поднимали вопрос об общей валюте. Ни один из этих проектов пока не был реализован.