В Азербайджане негативно встретили пресловутое голосование в Бундестаге в отношении признания событий апреля 1915 года в Турции.
Как сообщает AZE.az, известный журналист на haqqin.az комментирует принятое в Германии решение. «…С полудня 2 июня я практически не отходил от телефона и скайпа. Звонили не только друзья и коллеги, которые просто хотят обменяться мнением о том или ином значимом политическом событии. Свое возмущение неожиданным решением Бундестага – германского парламента желали высказать даже те, кто сводке новостей предпочитает увеселительный досуг.
– Неужели мы не можем вместе с Турцией поставить на место эту выскочку Меркель?! – эта фраза одного из избирателей Мингечаура, откуда я когда-то выдвигался кандидатом в депутаты азербайджанского парламента, можно сказать, стала как бы лейтмотивом словоизвержения, которым встретили в Азербайджане пресловутое голосование в Бундестаге в отношении признания событий апреля 1915 года в Турции, которое мировое армянство пытается навязать миру в качестве геноцида, совершенного в отношении турецкоподанных армян.
После пятого звонка я пришел к выводу, что большинство моих соотечественников плохо представляет не только Меркель и особенности положения Германии в ЕС и мировом сообществе вообще, многие об интриге, затеянной германскими депутатами, услышали только сегодня. Мои собеседники, в том числе и хорошие знакомцы, повозмущавшись, считали нужным в заключение заметить, мол, мало внимания уделяется Германии в нашей печати. Обидно как-то.
После десятого звонка я почувствовал себя главным виновником необдуманного решения Бундестага. После 20-го – понял, что бы обо мне не подумали в руководстве редакции, а командироваться в Германию-изменницу мне придется. И немедленно. Мои намерения охладил звонок из Москвы старого друга, только что вернувшегося из Еревана.
– Поздравляю тебя и всех бакинцев с крупной победой в карабахской войне, – пробасил бывший комментатор «Маяка». – Наконец-то армяне забыли про Карабах. Теперь у них новая национальная идея – позиция Германии в вопросе «армянского геноцида».
Короче, спецслужбы Армении взяли информационную ситуацию вокруг голосования под свой контроль. По Еревану ползут нескончаемые слухи о том, что Керри в ультимативной форме потребовал от Меркель «поставить Турцию на место». Нашлись в армянской столице толпы политиканствующих лиц, утверждавших, что собственными ушами слышали и своими же глазами видели, как госсекретарь выговаривает германскому канцлеру за нерасторопность.
Апофеозом этой информационной атаки армянских властей на Турцию и все тюркское явилось сообщение, которое то ли напечатала газета «Жаманак», то ли передало информагентство «Арм.com»: группа американских миллиардеров армянского происхождения скинулась на подкуп немецких депутатов. Законодательная инициатива Бундестага обошлась миллиардерам в копеечку. Называются точные цифры «сделки века» – от 3 до 5 миллиардов. Знатоки проблемы идут дальше, утверждая, что таким вот коварным способом фрау Меркель собирается еще и рассчитаться с Турцией за ее обязательства принять миграционную волну из Африки, лишившей сна европейцев. Обещанные-то 3 миллиарда за эту необычную услугу ЕС никак не может наскрести…
Пришлось садиться за телефон и терпеливо названивать по старым, по счастью сохранившимся в старых блокнотах номерам.
– Ты наверное там у себя в солнечном Баку думаешь, что тут у нас других забот нет, кроме как заниматься проблемами армян.
Я с трудом узнал в обладателе хриплого старческого баритона своего давнего коллегу из берлинской газеты Вальтера Шулленбурга. В свое время мы неплохо сотрудничали на ниве информационного обмена.
– Представь себе, что в барах и пабах больше разговоров о предстоящих матчах европейского первенства, чем о «геноциде армян».
Одним словом, Вальтер считает, что мы напрасно тут разволновались в связи с голосованием по этому скандальному вопросу. И вообще в этой игре каждый имеет свой интерес: Меркель внешне подобострастно выполняет указания Госдепа США. На самом деле она считает, что Турция слишком много на себя берет. Все ее так называемые шахматные ходы на международной арене служат одной стратегической цели, работают на перспективу – поддержанию идеи о новой возросшей роли Германии в мировых делах.
В ЕС она уже давно непререкаемый лидер. И тут, мне кажется, есть смысл привести заключительную мысль Вальтера: «Меркель – отработанный материал в большой политике. Она скатилась до элементарного популизма, желая понравиться немецкому обывателю. В этом образе трудно рассчитывать на успех в решении задач мирового масштаба, на которые она замахнулась».
Все это хорошо, подумал я, несколько успокоившись после сообщений старого немецкого друга. Однако, что ни говори, а Армения сделала еще один важный шаг на долгом пути признания миром факта совершенного над ее народом беспримерного насилия. Что это: трезвый расчет или массовая паранойя?
– И то и другое, – утешил известный московский политолог из тех, которые все как один очень дорожат и бравируют своей объективностью. В этот сумасшедший день 2 июня 2016 года мне удалось переговорить с целым рядом из них. Ни один из них не пожелал, чтобы его имя было произнесено в моем комментарии.
В то же время все они были как никогда более чем словоохотливы. Причину такой двойственности объяснил политолог, которого довольно часто цитируют азербайджанские СМИ: «По большому счету ни европейские политики, ни российские не считают геноцидную стратегию армянства достойной внимания акцией. Может, это и неплохая идея, и она принесла определенные дивиденды Еревану. Но идти в мир с такой стратегией – ошибка, и возможно более драматичная, чем думают сегодня некоторые армянские политики. В Москве армяне выигрывают информационную войну, но с некоторых пор не встречают понимания в коридорах власти».
Все это мне было известно и без процитированного интервью с политологом инкогнито. Но факт, что время безоговорочной поддержки любой армянской политической инициативы безвозвратно ушло в прошлое. Они становятся препятствием для осуществления программ глобального развития. Глобальный кризис только подчеркнул тот факт, что эгоистические цели Армении становятся помехой для преодоления разноплановых проблем современного мира, и, прежде всего, социально значимых, от решения которых зависит судьба правительств. Это особенно ярко проявилось в политическом маневрировании Москвы в период, охватывающий апрельскую схватку на карабахском фронте. Этими недоговоренностями пронизано все заявление главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера.
Мало кто обратил внимание на концовку его тщательно обдуманного и подчищенного выступления. Он наконец-то сказал то, чего Турция добивается от Армении и от немецких партнеров на протяжении едва ли не десятка лет: «Было бы хорошо, если после этой дискуссии, которая состоялась не только в Германии, но и в Европе, дело, наконец, дошло бы до того, чтобы историки с обеих сторон нашли возможность подойти к переосмыслению событий прошлого».
Нет, Германия не та страна, которая легко расстается со старыми друзьями. Именно на это намекал глава германского МИДа, напомнив о давних многогранных связях Турции и Германии. Даже если перед нами обычная политическая интрига – она дорогого стоит, ибо речь идет о единственно возможном способе достижения компромисса. Очевидна и другая сторона проблемы.
Факт «геноцида» уже признан многими государствами, в том числе Россией, Францией, Швейцарией, Польшей, рядом штатов США, а также Европарламентом и Всемирным советом церквей. Многое ли изменил сей прискорбный факт в реализации армянского заговора против мира и стабильности в регионе? Если в самом начале Армения в тайном союзе с США не встречала фактически никакого сопротивления, то сейчас положение серьезно изменилось. Время и глобалистские тенденции работают против Армении.
Любое государственное решение измеряется ответом на простой вопрос: отвечает ли предпринятый шаг, особенно если речь идет о рискованных, экстраординарных действиях – какая от них польза, отвечают ли они стратегическим интересам государства. Никто из интервьюируемых мною аналитиков не дал положительного ответа на этот вопрос».