EurasiaNet: Азербайджан пересек установленную им самим «красную линию» в отношениях с Ираном

Визит министра иностранных дел Азербайджана в Израиль вызвал недовольство Тегерана.

Как сообщает AZE.az, аналитический центр «EurasiaNet» опубликовал статью об отношениях Азербайджана с Ираном в свете дипломатического визита в Израиль. 

«В конце апреля Азербайджан пересек установленную им самим «красную линию» в отношениях с южным соседом, Ираном, направив своего министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова с визитом в Израиль, являющийся заклятым врагом Тегерана», – пишет EurasiaNet.
«Мотивы выбора момента для данного шага не вполне ясны, однако Тегеран, судя по всему, пока не торопится с ответом на этот ход Баку.
Хотя Израиль и Азербайджан (население которого, как и население Ирана, является последователями преимущественно шиитской ветви ислама) многие годы поддерживают прочные дипломатические, экономические и военные отношения, визит Мамедъярова 21-24 апреля стал первым случаем посещения Тель-Авива членом кабинета министров Азербайджана столь высокого ранга.
Похоже, памятуя об Иране, внешнеполитическое ведомство Азербайджана решило не употреблять слово «официальный» применительно к визиту. Вместо этого предпринятая министром поездка преподносилась как визит в рамках осуществления Азербайджаном функций страны-непостоянного представителя СБ ООН. 
Однако при всем этом визит этот носил все признаки официального. Никаких документов подписано не было, но Эльмар Мамедъяров встретился с президентом Израиля Шимоном Пересом, премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Моше Яалоном, а также рядом других высокопоставленных должностных лиц. По итогам визита было составлено заявление, в котором говорилось о намерении Баку рассмотреть вопрос об открытии в Израиле своего посольства. «Это дело времени», – сказал Мамедъяров на состоявшейся 26 апреля пресс-конференции в Баку, пишет издание.
«Отношения между Ираном и Азербайджаном никогда не были особо радужными, но Баку прежде проявлял осторожность, дабы слишком не испытывать терпения своего влиятельного соседа.
К примеру, враждебное отношение Тегерана к правительству Израиля наложило неофициальное табу на визиты азербайджанских официальных лиц в Израиль как минимум со времен администрации покойного президента Гейдара Алиева (1993-2003 гг.) На этом-то фоне экс-советник президента по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде и охарактеризовал поездку Мамедъярова, как «революционную».
Отчего Баку решил совершить данный «революционный» шаг именно сейчас, остается неясным. По версии некоторых, сильнейшее неудовольствие Баку вызвал призыв Ирана аннексировать некогда подконтрольную Персии территорию Азербайджана.

Если Тегеран и искал возможность поставить Азербайджан на место, то пока он ею не воспользовался: пока что иранские власти публично никак не отреагировали на визит Мамедъярова в Израиль», – пишет автор.