Венгрия может стать проводником каспийского топлива в ЕС только при поддержке России, считают российские эксперты.
Как передает AZE.az, завершился двухдневный визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Будапешт. Главной темой переговоров стало сотрудничество в энергетической сфере. Европа намерена довести свою стратегию по диверсификации поставок энергоносителей до логического завершения, и Туркменистан должен ей в этом помочь. Не исключено, что Венгрия может стать проводником туркменского газа на европейский рынок. Эксперты утверждают, что Будапешт заручился в этом поддержкой Москвы.
«Для Венгрии и Туркменистана как богатейшей на углеводородные запасы державы очень важно сотрудничество в газовой сфере, но возможности энергетического партнерства наших стран гораздо шире», – заявил президент Венгрии Янош Адер в Будапеште во время переговоров с Гурбангулы Бердымухамедовым. Адер выразил уверенность, что визит туркменского лидера «явится значимым импульсом для активизации отношений между двумя странами». В ответ Бердымухамедов отметил, что «нынешняя встреча проходит на фоне заметно активизировавшегося в последнее время диалога Туркменистана со странами Европы и в этом контексте отношениям с Венгрией отводится важная роль». Об этом пишет «Независимая газета».
Дипломатические отношения Туркменистана с Венгрией были установлены еще в мае 1992 года. Однако межстрановые контакты активизировались только в 2011 году, когда венгерская госкомпания MOL стала участником европейского газового проекта Nabucco. Изначально проект задумывался как маршрут транспортировки газа из Каспийского региона в Европу в обход России. Но уже через два года Венгрия сделала выбор в пользу российского «Южного потока», продав свои акции в проекте Nabucco австрийской компании OMV.
Ситуация на энергетическом рынке Европы стремительно начала меняться с развитием кризиса в Украине. Наибольшую обеспокоенность Брюсселя вызывает зависимость Европы от российских поставок. К слову, на Россию приходится около 40% газового импорта. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на конференции в Брюсселе заявил, что «украинский кризис с его геополитическими и энергетическими играми представляет самую серьезную угрозу европейской безопасности со времен холодной войны». И уже в конце мая Еврокомиссия обнародовала свою комплексную стратегию энергетической безопасности. Долгосрочная задача состоит «в снижении зависимости ЕС от ненадежных иностранных поставщиков энергоресурсов, особенно от России». Европейский совет обсудит предлагаемый план на своей сессии 26–27 июня.
ЕС свою ставку в диверсификации энергетических маршрутов делает прежде всего на каспийский газ, и в частности на Туркменистан. Президент союза компаний «Аналитика. Консалтинг. Пиар», «Вестник Кавказа» Исмаил Агакишиев считает, что для реализации этого проекта нужно все же заручиться согласием России. «И скорее всего такое согласие есть. В противном случае не было бы такой активности на переговорах между Ашхабадом, Баку и ЕС. России сегодня важно поддерживать дружеские отношения с постсоветским зарубежьем, тем более это страны-партнеры», – сказал «НГ» эксперт. По его словам, главное – четко понимать, есть ли у Туркменистана необходимые запасы газа, поскольку большая часть добываемого в республике газа транспортируется в Китай.
Впрочем, энергетическая корпорация British Petrolium (BP) к визиту Бердымухамедова в Будапешт опубликовала ежегодный отчет, в котором указывает, что Туркменистан, обладающий доказанными запасами природного газа объемом 17,5 трлн куб. м, находится на четвертом месте в мире по этому показателю, сообщает EurasiaNet. В этой связи у Туркменистана есть возможности экспортировать свой газ не только в Китай, но и в Европу. Тем более что Ашхабад к 2015 году должен завершить строительство самой протяженной магистрали страны «Восток–Запад». Этот проект откроет газу два новых пути: на Восток и в Европу. Решение проблемы вывода туркменских энергоносителей в Европу по-прежнему упирается в строительство трубопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана. Без определения статуса Каспия решить вопрос прокладки трубы не представляется возможным.
Между тем эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев называет проект прокладки трубопровода по дну Каспия мифологическим и политическим. «Давняя европейская мечта – строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспия – остается мечтой, реализовать которую не позволят жесткие позиции РФ и ИРИ. Другой проблемой является неясность политической воли Туркменистана, его заинтересованности в названных проектах с учетом спора с Азербайджаном по месторождениям «Кяпаз» («Сердар»), «Чираг» («Осман») и «Азери» («Хазар»). Вывод туркменского газа в европейском направлении возможен только одним способом – через Прикаспийскую низменность в Иране, считает эксперт. А с учетом всего контекста взаимоотношений Иран–США и ЕС этот вариант представляется невозможным даже в отдаленной перспективе», – сказал «НГ» Князев.