Фахреддин Манафов: «Я безумно люблю это искусство и готов посвятить ему свою жизнь, что и делаю, и, наверное, так будет до конца жизни»

Фахреддин Манафов: «Судьба правителя» является новой страницей в моем творчестве»

«Я безумно люблю это искусство и готов посвятить ему свою жизнь, что и делаю, и, наверное, так будет до конца жизни»

Как передает Bakililar.AZ, исполнитель главной роли в фильме «Судьба правителя», съемки которого ведутся с 2005 года, Фахреддин Манафов и продюсер фильма Вагиф Асадуллаев, дал интервью АПА.

Согласно распоряжению, подписанному Гейдаром Алиевым в 2000 году, в 2005 году были начаты съемки фильма «Судьба правителя» по сценарию Эльчина Эфендиева, в основу которого положена трагедия Ильяса Эфендиева «Правитель и его дочь». Главным продюсером фильма, где заняты Рамиз Фаталиев, Фахреддин Манафов и Дильшад Фатхулин, является Вагиф Асадуллаев, оператором-постановщиком – Дильшад Фатхулин, композитором – Полад Бюльбюльоглу.

В эксклюзивном интервью главного продюсера Продюсерского центра «A.S.V.A Profi Studia XXI» и фильма Вагифа Асадуллаева, проводившего мастер-классы с актерами, и исполнителя главной роли, народного артиста Азербайджана Фахреддина Манафова нашли место различные моменты: начиная с подготовительного процесса фильма до всевозможных событий во время съемок фильма.

Начал беседу Вагиф Асадуллаев:

– В 2005 году бывший министр культуры Полад Бюльбюльоглу обратился ко мне с просьбой о постановке фильма в Продюсерском центре «A.S.V.A Profi Studia XXI». Я с удовольствием согласился. В том же году мы с Фахреддином Манафовым приступили к подготовительному процессу фильма. Все силы мы направили на создание этого фильма, перенесли на экран все наши мысли.

– Рамиз Фаталиев представляет себя как режиссер фильма. Он даже опроверг сведения о том, что был отстранен от съемок фильма. Какова реальная ситуация?

– Вагиф Асадуллаев: Утвердили актеров с согласия автора я и Фахреддин Манафов. В то же время Фахреддин Манафов работал с актерами. Затем к этой работе были привлечены Рамиз Фаталиев и Дильшад Фатхулин. Определенное время мы работали с Рамизом Фаталиевым, однако потом мы расстались из-за разногласий в творческих подходах. Это не имело отрицательного влияния на произведение. Фильм быль завершен усилиями Фахреддина Манафова, Дильшада Фатхулина и Вагифа Асадуллаева.

– Фахреддин, что побудило Вас и Вагифа Асадуллаева привлечь к съемкам Рамиза Фаталиева?

– Фахреддин Манафов: Каждый, кто работает в сфере кино, знает, что, если снимаешь фильм, то должен быть на съемках с первых дней, и у тебя должна быть своя идея, концепция. Ты должен знать, почему ты работаешь над этим произведением, что ожидает в конце. Любое произведение не имеет смысла без концепции. С этой точки зрения Вагиф Асадуллаев и я, ссылаясь на имеющуюся концепцию, обратились к Рамизу Фаталиеву. Во-первых, мы работаем в этой сфере с Рамизом Фаталиевым уже многие годы, дружим. Если у него имеется свое мнение – это его личное дело. Мы не были вынуждены приглашать Рамиза Фаталиева к съемкам фильма, просто в этом была надобность. Потому что не в каждой республике есть Рамиз Фаталиев, он большой мастер. Я актер, не режиссер, однако может быть, что у меня возникает такая потребность, и я открыто заявляю об этом. Мне кажется, что способен на что-то и смогу сделать это самостоятельно. Рамиз Фаталиев дал согласие, у меня даже выступили слезы на глазах от радости. Было отрадно, что собрались три друга, три профессионала кино, и очень сожалеем, что так получилось в конце…

– Как?

– Фахреддин Манафов: Я не могу рассказать обо всех этих процессах. Однако мой долг сообщить кое-что. Можно быть профессиональным продюсером, актером, писателем-драматургом, однако надо иметь чувство ответственности за любую работу. Ты должен осознавать, что за этим делом стоят 120 людей, а после выхода на экран этот фильм будут смотреть миллионы. Я высказался, пусть как хотят, так и понимают…

– Вагиф м., Вы не можете скрыть печали, когда говорите о Рамизе Фаталиеве…

– Нас связывает с Рамизом Фаталиевым многолетняя совместная творческая деятельность, а также дружба. Мы сняли в 1989 году 7-серийный исторический фильм для канала «BBC». В то же время мы работали вместе при подготовке экранного варианта по произведению Исы Наджафова и в 12-серийном фильме «Граф Кристовский», снимавшемся по заказу канала «NTV». Рамиз Фаталиев является как автором сценария, так и режиссером двух последних фильмов. Мне никогда не хотелось, чтобы наши отношения стали темой обсуждений в медиа, на газетных полосах.

– Была ли большая необходимость приглашать из России в качестве оператора-постановщика Дильшада Фатхулина?

– Вагиф Асадуллаев: Да. У нас была большая потребность в профессиональном деятеле кино, самое важное, – мастере современных технологий, имеющем знания и опыт. Дильшад Фатхулин является заслуженным деятелем культуры. Наряду с этим, он является лауреатом государственной премии СССР и России. Нам нужен был именно такой профессионал. Его профессионализм – на экране.

– Были ли какие-либо проблемы в связи с Дильшадом Фатхулиным во время съемочного процесса?

– Фахреддин Манафов: Я знаком с Дильшадом Фатхулиным с 1984 года. Он очень благородный человек. Никогда не мог себе представить, что у него есть враги. У такого человека не может быть каких-либо проблем с кем-то. Если кто-то и мог обидеться на него, то вина в этом человеке. Работать рядом с таким человеком, слушать его советы – большое счастье. Его благородство в том, что мастер, которому перевалило за 70, прислушивался к нашим советам. Видите, какой культурой, человеколюбием он обладает.

– Можно ли считать новшеством этот фильм в Вашем искусстве?

– Фахреддин Манафов: Этот фильм представляет для меня большое значение. Может быть, это самая важная работа в моей жизни. В первую очередь потому, что мне исполнилось 50, когда я приступил к съемкам. Во-вторых, этот фильм не только об Азербайджане, но и о Карабахе – моей Родине. Я родился в Ханкенди в День кино. Я безумно люблю это искусство и готов посвятить ему свою жизнь, что и делаю, и, наверное, так будет до конца жизни. Кроме того, это второй исторический фильм в моей жизни. Я испытываю большую благодарность за этот фильм своему другу и коллеге Вагифу Асадуллаеву. Он заставил меня работать в этом фильме. Концепция фильма заключается в карабахской проблеме, являющейся самой актуальной не только для меня, но и для всех азербайджанцев. В этом фильме на первый план выдвинута национальная идея. Если у нации нет национальной идеи, то она несчастна. По-моему, счастливой можно назвать нацию, имеющую только национальную идеологию. Очень отрадно, что у нас есть национальная идея. Процесс любого фильма для меня – праздник, а конец – печаль. Будто закрылась одна из страниц моей жизни. Порой даже сердце ноет…

– Как Вы думаете, воспримет ли Вас зритель в образе Ибрагим Халил хана?

– Не могу сказать. Однако хочу, чтобы меня не воспринимали в этом фильме как Заура. Пусть зрители забудут о Зауре. Потому что этот фильм является новой страницей в моем творчестве. Тот же фильм снят 14 лет назад.

– Как Вы расцениваете свою игру?

– В этом фильме только Фахреддин Манафов анормальный человек. У всех актеров в этом фильме архиотипичные лица, кроме меня. Когда смотришь на меня, такое впечатление, что я только что свернул с улицы Хагани.

– Не трудно ли было проводить мастер-классы с актерами?

– Самое важное – цель, поставленная перед актером. Если ты легко можешь разъяснить эту цель, то это будет воспринято. Бывали такие моменты, когда я подсказывал актеру: поверни голову направо, опусти глаза, затаи дыхание… Актерская работа – очень трудное дело, и надо работать, независимо от настроения. Я не хочу говорить о преподавательской деятельности. Могу только сказать, что в течение 10 дней способен научить актерской деятельности. Человек может сняться в одном фильме, и все будут воспринимать его как большого актера. Однако если завтра он останется без поддержки, то не сможет реализоваться. Если ты поставишь перед актером точную цель, то сможешь сделать профессиональной актрисой даже студентку IV курса Гюняш Алиеву, которая училась во время съемок на II курсе. Актер Театра пантомимы Парвиз исполнил в фильме образ Фатали шаха. Мне кажется, что Фатали шах был именно таким. Я считаю Мамеда Сафу, Кямрана Юнуса, Видади Гасанова актерами мирового уровня. В фильме снялась Айсу Эфендиева, не имеющая актерского образования. Она создала образ дочери Джавадхана. Свой профессионализм доказал на съемочной площадке актер Русского драматического театра имени Самеда Вургуна, народный артист Юрий Бариев. В картине снялись также такие актрисы, как Мехрибан Заки и Санубар Искендерли. Манаф Дадашов играет роль племянника Бакинского хана Сонгулу ага. Мухтар Ибадов снимался в фильме больным. Так случилось, что он заболел, и врачи запретили ему сниматься. Однако, несмотря на это, Мухтар Ибадов позвонил Вагиф м. и сказал, что он должен сниматься, потому что это фильм о его родине. Роль дочери Ибрагим Халил хана – Говхер -исполнила Лейли Гусейнли. Особенно хочу отметить Али Джафарова. Этот человек не имеет никакого отношения к актерской деятельности, он работает в банковской сфере. Он создал образ Садай бека. Он сам исполнял в фильме трюки. Али Джафаров из Губадлы. У него тоже болит сердце, но он сам решил сниматься в фильме. Безответственный человек никогда не сделал этого. В фильме снялись такие русские актеры, как Даниил Спиваковский, Александр Галибин, Ильяр Шакунов, таджикский актер Сайдо Гурбанов и другие.

– Вагиф м., Вы уже завершили самые трудные моменты в съемках фильма. На каком этапе Вы сейчас находитесь?

– Вагиф Асадуллаев: Монтаж завершен. В конце августа должны приступить к озвучиванию фильма. Маленькие роли на азербайджанском языке будут озвучиваться в Баку, главные роли – на «Ton studio», функционирующей при «Мосфильме». На данный момент мы проводим переговоры с известной немецкой компанией и чешской компанией «Barrandov». Мы подготовим фильм к декабрю этого года. Пост-продакшн состоится на киностудии «Мосфильм» и в кинокомпании «RBS». Затем фильм выйдет на большой экран…

– Когда Вы завершили съемки фильма?

– Вагиф Асадуллаев: съемки завершились 3 октября 2006 года. Содействие в съемках оказали Кабинет Министров, министерства обороны, финансов, культуры и туризма, лично Эльчин Эфендиев и Абульфаз Гараев. Кроме того, специально для фильма были изготовлены оружие, пушки. Нам всегда оказывали любую помощь. В первую очередь необходимо отметить сценарий. Творчество известного драматурга Эльчина, являющегося достойным продолжателем творчества Ильяса Эфендиева, играет большую роль в формировании новой прозы. Поэтому мы не отходили от сценария. Фильм уже посмотрели и высоко оценили Эльчин Эфендиев, министр культуры и туризма Абульфаз Гараев, завотделом кинематографии Министерства культуры и туризма Джахангир Мамедов и Полад Бюльбюльоглу. Одежда, оружие, используемые в массовых сценах фильма, были предоставлены безвозмездно. Скажу также, что материалы для одежды и украшения были привезены из Ирана. К нам обратились каналы культуры России и Турции, желающие демонстрировать фильм на своих каналах. На данный момент ведутся переговоры.

– Фахреддин Манафов: Одним из заключительных этапов фильма является монтаж и озвучивание. Монтажом может заниматься человек, знающий концепцию фильма. «Судьба правителя» рассказывает об одиночестве правителя, и эта проблема – проблема государственности. То есть несогласие окружения правителя с его политикой приводит к одиночеству Ибрагим Халил хана. Этот фильм об объединении азербайджанских ханств с целью создания единого государства. Это является самым главным этапом режиссуры в процессе завершения монтажа. Монтаж от начала до конца осуществил Вагиф Асадуллаев. Монтаж – самый важный момент кино. Последний день съемок – 3 октября 2006 года. До 1 августа 2007 года Вагиф Асадуллаев занимался монтажом фильма.

– Вагиф Асадуллаев: Могу сказать вдобавок, что все это время со мной работал и монтажер Эльшад Рагимов.

– Где состоится премьера?

– Вагиф Асадуллаев: В Баку.

– Что Вы можете сказать о будущем фильма?

– Фахреддин Манафов: Я только хочу, чтобы фильм вышел на экраны. Увидеть в глазах азербайджанцев чувство патриотизма, боль за Карабах. Если я это увижу, значит стоит жить…

– Вагиф Асадуллаев: Мне хотелось бы, чтобы после этого фильма у азербайджанского народа возросло чувство национального достоинства. Мы никогда не должны забывать, что события этого фильма рассказывают о нашей родине. Карабах никогда не должен изгладиться из памяти…

– Что Вы скажете напоследок?

– Фахреддин Манафов: Многие могут подумать, что это за интервью: никто у тебя ничего не спрашивает, не ожидает. Хочу сказать, что мы пережили со всеми участниками фильма жизнь героя. В процессе фильма кто-то влюбился, у кого-то родился ребенок, кто-то возненавидел кого-то. Мы прожили жизнь, которая была связана с любимой профессией, а также проблемой Карабаха.