Фейзулла Гулиев: «Строящиеся мосты в Азербайджане не отвечают стандартам»

Как передает Bakililar.AZ, один из разработчиков Генерального плана Баку Фейзулла Гулиев дал интервью ANS TV: «На строительство каждого из них потрачено, как минимум, в два раза больше средств, но ни один из них не отвечает структуре города».

Текст:

-В последнее время участились случаи обрушения строящихся зданий. Как, по-вашему, с чем это связано?

– Обычно при строительстве дома создается проект, затем он передается на рассмотрение специальной комиссии. После утверждения комиссией он передается строителям. И строительство дома осуществляется под наблюдением авторов проекта. Если этот процесс соблюдается, то ничего подобного не происходит.

-Может это произойти от неопытности строителей?

– Может быть во время строительства инженер допустил отклонения от проекта. Необходимо четкое соблюдение технологии закрепления арматуры, её диаметра, состава раствора, бетона, контроль за строительством должен осуществляться нормально. Если строительство ведется с учетом требований технологического процесса, то там все будет нормально. Я не верю, чтобы проектирование высотного здания поручили не специалисту.

– Вы хотите сказать, что здания у нас строятся согласно действующим нормативам?

-Этого я точно сказать не смогу. Но, у нас много проблем в застройке города, в соблюдении требований его рельефа, Генерального плана застройки города. У нас не должно было быть проблем со строительством высотных домов среди старых архитектурных зданий, в его исторической части, их не соответствия исторически сложившемуся облику города. Но, к сожалению, таких фактов в городе много. В градостроительстве имеются нормативы плотности. Каждое новое здание должно соответствовать этим нормам. Особенно важно соблюдать это в сейсмоопасных районах.

– Интересно, при строительстве домов сейсмоактивность учитывается?

-Все проекты анализируются в Главном архитектурном управлении города. И оно должно следить за выполнением своих требований при строительстве зданий.


-Насколько выполняется Генеральный план Баку?

– Выполнена его незначительная часть. Во времена Советского Союза планировалась застройка свободных мест вокруг города. Если раньше 98 процентов строительства велась на свободных площадях, то сейчас 98 процентов застройки осуществляется за счет сноса старого жилого фонда. Генеральный план тоже предусматривает снос старого жилья, но смотря где и чего. Отвечает ли требованиям плана эта территория? К сожалению, во многих местах застройка города не отвечает требованиям Генерального плана. В особенности это касается центра города. Новые высотки вытесняют старые архитектурные памятники.


-Баку с прибрежных холмов амфитеатром спускается к берегу моря. Это было учтено при создании первого Генерального плана Баку. И архитекторы тех времен очень удачно воспользовались этим, создав уникальной город на берегу Каспийской бухты. Почему сейчас этого не придерживаются застройщики? Что мешает этому?

-Баку обладает очень красивым ландшафтом. И мы архитекторы всегда старались строить здания, которые бы подчеркивали эту красоту, дополняли её. Или же здание соответствовало комплексу исторических архитектурных зданий. Правда, сегодня мы зависим от группы людей. Архитекторы работают на отдельных бизнесменов. Эту проблему нельзя решить проектом одного здания на выделенном участке. Для решения этой проблемы должна быть найдена общая структура. Но сегодня нам дают один проект и какой-то участок земли и требуют, чтобы на нем мы построили здание. Если это предложение получаю я, то стараюсь, как один из авторов Генерального плана Баку, или возразить, или же каким-то образом привязать проект этого здания к окружающей среде.

– При строительстве какого-либо здания, вокруг него создают необходимую инфраструктуру. Но сегодня на это мало кто обращает внимания. Здания настолько тесно строятся, что порою и дышать трудно.

-Инфраструктура, экология, стоянки для автомобилей, движение, места для отдыха населения и прочее. Все это должно предусматриваться и находить отражение в проекте. Вплоть до того, сколько человек может проживать на одном гектаре земли. Кроме того, сейчас север Баку застраивается высотными зданиями, что противоречит Генплану и экологии города. Эти здания закрывают город от северных ветров. К примеру, на проспекте Нариманова (бывшая Советская улица) построено длинное высотное здание. Оно закрыло панораму города стоящим за ним зданиям и перекрыло доступ ветру. Это очень плохо, кроме того, здесь не предусмотрена инфраструктура. Причем не для одного здания. Здесь и в других местах уже построены целые микрорайоны и архитекторы должны были спроектировать инфраструктуру этих жилых массивов, а не одного здания. Сегодня возле каждого дома котельную не построишь.

-Вы говорите, что архитекторы зависят от отдельных предпринимателей. Нет ли такого контрольного органа, который мог бы учитывать и мнение архитекторов?

-Можно сказать, нет. Если сегодня архитектор говорит, что здесь здание такой высоты строить нельзя, то предприниматель все делает по-своему. Он дает тебе площадь и говорит, что здесь должен стоять дом такой высоты. Некоторые архитекторы на это идут, а некоторые, уважающие себя, отказываются. Но здесь есть и вторая сторона. Если я создаю проект здания, его должно утвердить главное управление по градостроительству и архитектуре. При нарушениях Генплана они должны отклонять проекты. Oни должны учитывать плотность населения, профиль местности. Некоторые утверждают, что Генплан города уже изжил себя. Нет, это не так. Сегодня люди страдают от пробок на дорогах. Это связано с тем, что при застройке не придерживаемся требований Генплана. К примеру, Генплан предусматривает развитие схемы трамвайных, троллейбусных линий и метрополитена. Но всего этого нет. Надо навести порядок в линии движения маршрутов.

-А новые мосты соответствуют Генплану?

Генпланом предусмотрено строительство 40 мостов. Из них 9 построено. Экспертизу пяти из них я провел недавно. На них затрачено в два раза больше средств, но ни один из них не отвечает структуре города. Приведу два примера. Дорожная развязка у станции метро Халглар достлугу в длину имеет 3 километра. На его протяжении построена стена шириной около четырех метров. Я её сравниваю с Великой китайской стеной. Она делит город на две части. Я смотрю на неё с ужасом. После окончания строительства этого моста будет очень трудно попасть со станции Ахмедлы на проспект Бабека и со станции метро Халглар достлугу в жилой массив Гюнешли, где проживает более 80 тысяч населения. И снова будут образовываться пробки на дорогах.

Еще один пример. У станции метро М. Азизбеков осуществляется очень большой и нескладный проект. Я по этому поводу написал протест. Все проекты должны были пройти экспертизу. После этого надо было строить. Но, строительство начиналось, а проекты направлялись на экспертизу. После окончания строительства этих мостов автомашины, следующие в аэропорт не смогут попасть на мост. Я подготовил проект и сократил длину этих двухслойных мостов. Очень жалко, что такие большие средства расходуются, и ни один мост не отвечает стандартам.