Девальвация азербайджанского маната на 33,5%, которая случилась некоторое время назад, ослабит кредитоспособность АО «Азерэнержи».
Как передает AZE.az, в сообщении международного рейтингового агентства Fitch Ratings отмечается, что ослабление кредитоспособности АО «Азерэнержи» связано с валютным расхождением между долговыми обязательствами и выручкой у этой компании, занимающейся генерированием электроэнергии, а также с ограниченным использованием хеджирования для снижения валютных рисков.
Согласно распространенной информации, влияние будет ограниченным для ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и, вероятно, в целом нейтральным для экспортоориентированной Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).
По данным экспертов Fitch, более слабая кредитоспособность «Азерэнержи» вряд ли приведет к понижению рейтинга АО, так как РДЭ компании находится на одном уровне с суверенным рейтингом Азербайджана («BBB-»/прогноз – «Стабильный») ввиду сильных связей с государством и продолжающейся поддержки в форме гарантий и взносов капитала.
АО «Азерэнержи» подвержено более серьезным рискам, так как почти 80% его долга номинировано в иностранной валюте, в основном в евро, долларах и японской йене. При этом почти вся выручка компании поступает в национальной валюте, и она не осуществляет какого-либо существенного хеджирования для сглаживания этого риска. В то же время наибольшая часть кредитов имеет гарантию от государства, – подчеркивается в сообщении рейтингового агентства.
Fitch пишет, что в результате компании, возможно, придется провести переговоры об изменении ковенантов, или государству может потребоваться предоставить поддержку для устранения нарушения. «Мы ожидаем, что в случае необходимости такая поддержка будет предоставлена, и отмечаем, что в прошлом компания получала разрешение на отступление от ковенанта», – подчеркивается в документе.
«Девальвация увеличит показатели валового левериджа у «Азерэнержи» приблизительно на 1,5x в среднем в 2015-2016 гг. при прочих равных условиях. В то же время понижение рейтингов является вероятным только в случае понижения суверенных рейтингов или если мы посчитаем, что связи компании с государством ослабли, например, в результате ослабления государственной поддержки», – отмечается в сообщении.
В Fitch указывают, что у ЗАО «Азербайджанские железные дороги» весь долг номинирован в иностранной валюте, однако эта компания занимает более благоприятные позиции в сравнении с «Азерэнержи», так как около двух третей суммарной выручки поступает от грузовых экспортных/импортных и транзитных операций, международные тарифы по которым устанавливаются в швейцарских франках и номинированы компанией в долларах. Рейтинг АЖД также находится на одном уровне с суверенным.
«Свыше 80% долга SOCAR номинировано в долларах, но при этом подавляющая часть выручки и торговой дебиторской задолженности также имеет привязку к доллару, что нейтрализует влияние на показатели левериджа.
Девальвация и соответствующее увеличение выручки, номинированной в манатах, обеспечит запас прочности в условиях снижения нефтяных цен, поскольку значительная доля расходов у SOCAR в манатах. В то же время позитивное влияние на финансовые показатели может быть сдержано в среднесрочной перспективе в случае увеличения давления со стороны инфляции заработной платы и расходов. Рейтинг SOCAR также находится на одном уровне с суверенным», – отмечают эксперты агентства.
Fitch подчеркивает, что девальвация является в целом нейтральным моментом для суверенного кредитного профиля: «Она будет способствовать бюджетной и внешней корректировке на фоне снижения цен на нефть. Резкое повышение реального эффективного обменного курса маната в результате снижения в 2014-2015 гг. курсов российского рубля и турецкой лиры, если бы оно продолжалось, оказало бы негативное влияние на меры по развитию ненефтяной экономики в Азербайджане. Однако девальвация может нести риск проявления условных обязательств в корпоративном секторе».
Агентство констатирует, что негативное влияние девальвации маната также может усилиться в результате инфляционного давления и потенциального увеличения процентных ставок на внутренних долговых рынках, а регулируемые тарифы могут ограничить способность компаний компенсировать более высокие расходы.