Fitch не верит в шансы Европы преодолеть зависимость от российского газа.
Как передает AZE.az, несмотря на участившиеся заявления европейских политиков о необходимости сократить зависимость от российского газа, шансы добиться этого у Европы невелики, констатирует рейтинговое агентство Fitch в докладе «Как прожить без российского газа» (Living Without Russian Gas, есть у РБК). Потребление газа в Евросоюзе будет расти, а полноценной замены российскому топливу не предвидится, учитывая слабые перспективы добычи сланцевого газа, недостаток доступного для импорта сжиженного природного газа (СПГ) и отсутствие значимых трубопроводных проектов в Европе, не зависящих от России. Об этом пишет РБК.
Спрос на газ будет расти
Европа теоретически могла бы уменьшить зависимость от российского газа, сократив потребление, но анализ Fitch показывает, что в долгосрочной перспективе спрос на газ в ЕС будет только расти — в среднем на 1,3% в год в течение следующих 15 лет. В 2013 году европейский спрос на газ составил 530 млрд кубометров, из которых Россия поставила 145 млрд — 27%.
Газ можно было бы заменить на нефть, уголь или атомную энергию, но все эти альтернативы сопряжены с «экономическими, политическими или экологическими издержками». Кроме того, Россия — значимый поставщик не только природного газа, но и нефти, угля и ядерного топлива. В прошлом году Россия покрыла 36% нужд европейских АЭС в обогащенном уране, а Болгария, Чехия, Словакия и Венгрия зависят от российских топливных сборок на 100%.
Проекты в области возобновляемых источников энергии, таких как ветер или солнечная энергия, очень дороги и без существенных правительственных субсидий не способны конкурировать с традиционными формами энергогенерации, отмечает Fitch.
Альтернативных источников газа нет
В долгосрочной перспективе Россия останется доминирующим поставщиком газа в Европу, поскольку альтернативных источников недостаточно, говорится в отчете. Традиционная добыча газа в Европе неуклонно снижается, а воспроизвести «сланцевую революцию» по модели США у европейцев не получится: трудноизвлекаемый газ в лучшем случае восполнит сокращение традиционной добычи.
Озабоченность технологией гидравлического разрыва пласта (ГРП), чреватой перерасходом водных ресурсов, выбросами метана в атмосферу, использованием химикатов, шумовым «загрязнением» и риском сейсмической активности в результате бурения, обусловила «общественную сдержанность или даже сопротивление» перспективам разработки сланцевого газа в Европе, пишет Fitch. Кроме того, значительная доля технически извлекаемых запасов такого газа может оказаться коммерчески непригодной, а до начала реальной добычи, учитывая опыт США и менее благоприятные геологические, социальные и регуляторные условия в ЕС, пройдет в лучшем случае 10 лет.
Ограничены и трубопроводные альтернативы российскому газу: по оценке Fitch, единственным жизнеспособным проектом в этом контексте является Трансанатолийский газопровод (TANAP), по которому на первом этапе планируется доставлять газ из Азербайджана через Грузию и Турцию. Но списывать со счетов его российского геополитического конкурента — проект «Южный поток» – пока рано, уверено Fitch. Хотя Еврокомиссия официально приостановила переговоры по «Южному потоку», отдельные европейские страны и компании, особенно в Южной Европе, не готовы отказываться от идеи российских поставок.
Хотя в Европе возлагают большие надежды на импорт СПГ, рост глобальных мощностей по сжижению газа, по мнению Fitch, будет недостаточным для того, чтобы составить конкуренцию российскому газу в Европе. В любом случае, если Россия и Газпром почувствуют угрозу, они отреагируют снижением цен на поставляемый газ, считают эксперты агентства. «Если Европа найдет надежную и более дешевую альтернативу российскому газу, Россия и Газпром сядут за стол переговоров с предложениями снизить цены», — предполагает Fitch, оговариваясь, что это «не центральный сценарий».
МЭА солидарно
Схожего мнения на будущее европейской газовой безопасности придерживается и базирующееся в Париже Международное энергетическое агентство (МЭА). «В краткосрочной перспективе у Европы есть очень мало средств для диверсификации поставок газа. В обозримом времени Россия будет жизненно нужна европейцам», — заявила в понедельник директор МЭА Мария ван дер Хувен на полях энергетической конференции в Норвегии. Быстрая смена поставщика энергоносителей маловероятна по нескольким причинам.
Во-первых, потребление газа в Европе стабильно растет, и речь должна идти скорее о росте числа поставщиков, чем о замещении одного другим. При росте потребления объем местной добычи, напротив, падает. Поэтому, по данным прошлогоднего доклада МЭА, к 2035 году ежегодный показатель импорта природного газа для Евросоюза вырастет на треть и составит 450 млрд кубометров. «Диверсификация занимает время, ее не проведешь в одночасье, — подчеркнула глава агентства. — Надо инвестировать в инфраструктуру и в свои отношения с потенциальными поставщиками».
Тот же документ МЭА прогнозирует, что к 2035 году общий экспорт газа из США в форме СПГ составит 50 млрд кубометров. Американские поставки, таким образом, не смогут полностью «закрыть собой» ту часть европейского рынка, которая сейчас зависит от России. «Миллиарды кубометров СПГ не имеют большой значимости, поскольку в европейских странах добыча падает на схожие величины», — указала ван дер Хувен. Она также отметила, что сейчас центр потребления газа смещается в Азию, и Брюсселю не стоит рассчитывать на весь объем американского экспорта.