Страна располагается в центре Евразийского континента, который содержит 70% населения мира, 75% энергоресурсов, 70% от мирового ВВП. Центральная Азия и Китай на востоке, Турция и Европа на западе, на севере Россия, Иран и Ближний Восток на юге. На карте Евразии Азербайджан является эпицентром.
Как передает AZE.az, в статье Уэйда Шепарда для Forbes под названием «Что планирует делать Азербайджан, когда кончится нефть» говорится о том, Азербайджан признает необходимость диверсификации своего экономического потенциала в настоящее время более важным, чем когда-либо.
Азербайджан и нефть почти неразделимы. Он был одной из первых стран в мире, где началась добыча нефти, и в начале 20-го века его углеводороды занимали на рынке половину мировых поставок. Это ископаемое топливо стало причиной неоднократного захвата страны и также причиной относительно хорошего экономического потенциала после распада Советского Союза, отмечает автор статьи.
И это поворот, который необходим: Азербайджан имеет наименьшую зависимость (порядка 30 лет) от нефтяных доходов, чем Казахстан и Иран, и использует эти ресурсы, делая ставку на развитие транспорта, сельского хозяйства и туризма.
«Мы понимаем, что нефть и газ не являются постоянными источниками дохода», – приводятся в статье слова Вусала Гасымлы, исполнительного директора Центра Азербайджана по вопросам экономических реформ и коммуникации. «С этой точки зрения и непредсказуемости цен на нефть наша страна думает о диверсификации».
"Правительство думало о постнефтяной эре и о том, как будет позиционировать себя Азербайджан в дополнение к нефтедобывающей промышленности. Что еще мы будем делать?» – сказал Талех Зиядов, генеральный директор нового порта в Баку – места, которое становится «бьющимся сердцем» логистической экономики Азербайджана.
Взгляд вперед для Азербайджана означает дорогу обратно в свою историю – и в сторону пути, получившего название Шелковый путь. Это древняя сеть торговых путей и перевалочных пунктов теперь является вдохновением для подобной сети из Китая в страны Средней Азии и Европы.
«Азербайджан был частью Великого шелкового пути, пока монголы не пришли и не разорвали его на части, сегодня мы вместе восстанавливаем этот коридор», – отметил менеджер по операциям Бакинского международного морского торгового порта Юджин Си.
Начиная с 2000-х годов, страна приступила к реализации национальной программы транспортной инфраструктуры в попытке возобновить свою древнюю значимость в качестве ключевого узла в центре Евразии. Используя свои нефтедоллары, Азербайджан начал новое строительство автомобильных дорог, железнодорожных линий, аэропортов и морских портов по всей стране.
С амбициями стать настоящим интермодальным транспортным узлом, в Баку открылся один из крупнейших воздушных грузовых терминалов СНГ Baku Cargo Terminal, который был разработан как точная копия логистического центра Люксембурга, и получил тот же уровень технологической сложности.
В 2011 году началась реализация первого этапа порта Алят в Баку. В конце концов этот порт Каспийского моря будет обрабатывать 25 миллионов тонн сыпучих грузов и 1 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов) в год, и будет включать в себя гигантскую зону свободной торговли, где товары могут быть оперативно на месте обработаны и экспортированы.
Баку также будет частью железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая соединит Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Сдача ее в эксплуатацию планируется в следующем году.
С точки зрения крупных международных автомобильных дорог, в Азербайджане имеется участок в 503 км коридора ТРАСЕКА, который соединяется с ЕС, Восточной Европой, Кавказом и Центральной Азией, а также находится на пересечении коридора «Север-Юг», который включает в себя Азербайджан, Россию и Иран.
Существует также потенциал создания в стране в приграничных регионах зон свободной торговли.
Некоторые критики отмечали, что строительство новых дорог было ненужным, но сейчас доказано обратное. «Инвестиции, сделанные 6-7 лет назад, многие считали бесполезными, но сегодня мы зависим от них», – сказал советник гендиректора Бакинского международного торгового порта Заур Гасанов.
Весь сухопутный путь между Китаем и Европой через Баку занимает около 15 дней, что в два-три раза быстрее, чем морскими перевозками. В настоящее время 95 процентов торговли между Китаем и Европой осуществляется морским путем. Грузы, как правило, включают в себя дорогостоящие товары, такие как электроника, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино и изделия высокой моды, которые должны быть доставлены как можно быстрее. Именно этот растущий сегмент рынка Азербайджан и стремится задействовать, отмечается в статье.
Как и в соседней Грузии, в Азербайджане надеются восстановила свою позицию в логистике, что создаст возможность заработать на высокой добавленной стоимости.
«То, что мы делаем – это стремимся интегрировать то, что у нас уже есть в этом регионе, а у нас есть довольно много сырья, нефти и газа, продукции нефтехимической промышленности», – говорит гендиректор Бакинского порта Талех Зиядов.
Мало мест в мире, где обширные и разнообразные рынки расположены ближе, чем к Азербайджану, пишет автор статьи.
Страна лежит в центре Евразийского континента, который содержит 70% населения мира, 75% энергоресурсов, 70% от мирового ВВП. Центральная Азия и Китай на востоке, Турция и Европа на западе, на севере Россия, Иран и Ближний Восток на юге. На карте Евразии Азербайджан является эпицентром.
В дополнение к новой транспортной экономике, не связанные с нефтью амбиции Азербайджана – позиционирование себя как культурного центра, а не только как перекрестка товаров и сырья.
Автор напоминает о том, что официально в Азербайджане 2016 года объявлен «Годом мультикультурализма».
Он также рассказывает о проведении в стране конкурса «Евровидение», Кубка мира FIFA U-17 среди женщин; а в 2015 году в Баку были проведены Европейские игры. В 2016 году в Баку прошли Европейская Гран-при Formula-1, 42-я шахматная Олимпиада; через несколько лет город станет одним из хозяев футбольного турнира Евро-2020.
Реальный приз для Азербайджана, однако, – стать хозяином летних Олимпийских игр, отмечает автор статьи.
Азербайджан также инвестирует значительные средства в сектор туризма, рассматривая его как источник неиспользованного потенциала. Это включает в себя планы по реформированию и рационализации визового режима.
Тем не менее, экспорт страны по-прежнему приходится на энергоносители. Он составляет примерно три четверти доходов Азербайджана, и страна по-прежнему очень сильно зависит от нефтяных залежей. Когда цены на нефть начали свое свободное падение в 2014 году, это нанесло урон экономике страны, говорится в статье.
Это не только потеря доходов, но и удар национальной казне в связи с падением курса маната, так же, как это было в Казахстане и России. Автор напоминает о нынешнем курсе маната по отношению к доллару – 1,75 и говорит о том, что экономический спад создал новую актуальную проблему зависящего от нефтяных доходов Азербайджана с тем, чтобы он ускорил диверсификацию экономической программы.
«Развивающиеся богатые нефтью страны имеют свои собственные специфические проблемы, с которыми они сталкиваются», – говорит Зиядов. – «Когда цены на нефть идут вверх, это нормально. Когда они идут вниз, это хорошее время, чтобы провести реформы и изучить вопросы, на которые раньше не обращалось внимание. Я рад, что у нас была проделана определенная работа, пока цена на нефть шла вверх».