Азербайджан находится между двумя крупными, сильными и недружественными державами – Россией и Ираном, считает аналитик Джеймс Ян.
Как передает AZE.az, аналитик Джеймс Ян в статье для Foreign Affairs под названием «A Rock and a Hard Place» («Между молотом и наковальней, меж двух огней») пишет о том, что немногие страны в Азии находятся в более сложном внешнеполитическом положении, чем Азербайджанская Республика.
По его словам, Азербайджан находится между двумя крупными, сильными и недружественными державами – Россией и Ираном.
К тому же прозападная ориентация страны не вызывает любви со стороны соседей, подчеркивает аналитик. По его словам, выбор Азербайджаном его внешней политики будет иметь последствия не только для его собственного национального суверенитета, но и для геополитической ситуации в регионе.
В этом случае страна сталкивается с двумя вариантами: с «урезанием» поддержки Запада под руководством либерального миропорядка, тем самым заигрывая с Ираном и Россией; или с полным принятием Запада – и одновременно с региональными рисками.
Раздражающий Иран
85 процентов из девяти миллионов граждан Азербайджана считают себя мусульманами-шиитами, что предполагает, что страна должна иметь естественную связь с Ираном, где шииты значительно превосходят число суннитов. На самом деле Азербайджан имеет сильные традиции секуляризма и прогрессивной мысли, а атмосфера его столицы, Баку, больше похожа на Лондон или Париж, чем на Тегеран, отмечает эксперт.
По этой причине Соединенные Штаты и Европейский Союз уже давно пытаются укрепить стратегическое партнерство с Азербайджаном. И Азербайджан готов к сотрудничеству, прежде всего – в сфере безопасности и обороны. Например, после 11 сентября он был незаменимым военным партнером контингента США и НАТО в Афганистане, в частности предоставляя им право на пролет и помогая силам Альянса для дозаправки при перевозке грузов
Кроме того, в целях повышения своего военного партнерства с Западом, пограничная служба Азербайджана провела серию совместных семинаров на высоком уровне с НАТО.
Сотрудничество Баку с Западом усложняет отношения с Тегераном. В частности, Ирану не нравятся тесные отношения Азербайджана с Израилем. В феврале 2012 года Азербайджан заявил о намерении купить современного израильского оружия на 1,6 млрд. долларов – это стало крупнейшей покупкой вооружений в истории Азербайджана. Потом появились сообщения, что якобы Азербайджан представил Израилю право использовать свои авиабазы для атаки на иранские ядерные объекты, что, впрочем, Азербайджан категорически отверг. Но в мае 2012 года Иран отозвал своего посла из Баку. В апреле 2013 года министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров посетил Израиль, что вызвало новую волну напряженности.
Тем не менее, Азербайджан понимает, что противодействие Ирану связано с рисками, подчеркивает автор статьи.
С одной стороны, Иран является родиной 20000000 этнических азербайджанцев, и подчас резко выступает против них, подавляя язык и культуру. «В случае, если Тегеран хотел бы выразить свое недовольство внешней политикой своего соседа, этническое азербайджанское население в Иране будет служить идеальным «козлом отпущения», – пишет аналитик.
С другой стороны, Тегеран имеет возможность оказывать финансовую поддержку радикальным исламистским террористическим сетям в Азербайджане. В марте 2012 года, например, азербайджанские власти задержали 22 иранцев, которые были направлены иранской исламской революционной гвардией, чтобы осуществить террористические акты. Чем ближе Азербайджан поворачивается к Западу и Израилю, тем больше будет ему угрожать Иран, отмечает эксперт.
Сердитая Россия
«Азербайджан имеет такие же «колючие» отношения с северным соседом, Россией, – полагает Джеймс Ян. – Азербайджан обеспокоен тем, что может быть следующей целью России. Азербайджан имеет семь миллиардов баррелей запасов нефти и примерно четыре триллиона кубометров запасов газа, что делает его легкой мишенью для имперской авантюры».
Санкции Запада в отношении России привели Европейский союз к выбору Азербайджана в качестве альтернативного источника нефти и газа. Страна уже служит в качестве важного поставщика энергоносителей в ряд стран ЕС, в том числе Италию, Германию и Францию, и стремится увеличить свою добычу и транспортировку знергоносителей. К 2018 году Азербайджан планирует поставить еще 10 миллиардов кубометров газа в год со своего месторождения Шах-Дениз на европейские рынки. Это значительно повысит энергетическую безопасность континента, особенно учитывая, что в настоящее время ЕС получает из России 25 процентов поставок природного газа.
Москва, как Тегеран, вряд ли останется пассивной, видя, как Азербайджан движется в сторону Запада. На самом деле Россия имеет потенциал серьезно навредить Азербайджану – в связи с Нагорным Карабахом.
«Россия, которая поддерживает Армению, уже держит контингент из 4000 солдат на территории Армении, к тому же и Россия, и Армения являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военного союза, который рассматривает нападение на одного из ее членов как нападение на всех участников Союза».
Учитывая, что Азербайджан не является членом этого альянса, Россия может «замутить» конфликт в Нагорном Карабахе в качестве предлога, чтобы иметь право на военное вмешательство со стороны Армении. На самом деле, в 2013 году в интервью российской военной газете «Красная звезда» командир 102-й российской военной базы в Армении сказал, что если Азербайджан начнет силовую операцию в Нагорном Карабахе, его база может «присоединиться к вооруженному конфликту в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ОДКБ». Вмешательство России будет отпугивать региональных инвесторов, тем самым нанося серьезный удар по экономике Азербайджана и его энергетическому сектору.
В свете сложных отношений Азербайджана с Россией и Ираном страна не может иметь иного выбора, как свернуть свою поддержку Западу, считает аналитик. Но это не должно означать, что Азербайджан должен отказаться от Запада полностью. «Вместо этого Азербайджан должен проводить искусное балансирование: укрепление связей с Западом в областях, где это не вызывает споров, например, в образовании, изменении климата, переселении беженцев, международном миротворчестве, при этом заверяя Иран и Россию, что их интересы не будут ущемляться.
Конечно, это легче сказать, чем сделать. «На самом деле, независимо от того, как бы ни пытался Азербайджан наметить этот «средний путь», его недружественные соседи, скорее всего, по-прежнему смотрят на него с подозрением», – подытоживает автор статьи.