Foreign Affairs: Азербайджан приветствует заявления Ирана и России об урегулировании карабахского конфликта

Для Баку обещания, сделанные Ираном и Россией на саммите, о работе в направлении решения нагорно-карабахского конфликта, даже если они просто символические – все равно предпочтительнее, чем хроническое американское бездействие по этому вопросу.

Как сообщает AZE.az, американское издание Foreign Affairs опубликовало статью старшего научного сотрудника вашингтонского Института Ближнего Востока и Джеймстаунского фонда Алекса Ватанки о сотрудничестве Азербайджана с Ираном и Россией и о саммите в Баку "Выбор Баку. Как Иран и Россия обхаживает Азербайджан".

Издание напоминает, что 8 августа лидеры Азербайджана, Ирана и России собрались на трехстороннем саммите в столице Азербайджана Баку. На бумаге встреча на высшем уровне была в основном посвящена региональным проектам экономической интеграции, в частности, транспортного коридора Север-Юг, соединяющего Индию с Европой через территорию Ирана, Южного Кавказа и России. Но другие вопросы также были на столе переговоров, включая конфликты в Ираке и Сирии и угрозы исламистского терроризма. Саммит завершился подписанием тремя государствами  декларации с призывом   всесторонне бороться с проявлениями терроризма и экстремизма.

Автор пишет о том, что всего лишь несколько лет назад было охлаждение между Баку, Тегераном и Москвой. Но глубокое разочарование Азербайджана в администрации Обамы в сочетании с растущей угрозой воинствующего исламизма в более широком регионе Кавказа, оставило руководство страны с небольшим выбором.

Мотивы Баку для участия в саммите основаны на геополитике и безопасности. В начале апреля министры иностранных дел трех стран пообещали сотрудничество по целому ряду вопросов, но это было залогом невмешательства  во внутренние дела.

Апрельский саммит также прошел через несколько дней после эскалации напряженности между азербайджанскими и армянскими силами в   регионе Нагорного Карабаха. Для Баку обещания, сделанные Ираном и Россией на саммите, о работе в направлении решения нагорно-карабахского конфликта, даже если они просто символические – все равно предпочтительнее, чем хроническое американское бездействие по этому вопросу.

Азербайджанцы все больше обеспокоены иракским и сирийским конфликтами, в которых Иран и Россия являются главными действующими лицами. Азербайджан, страна с большинством мусульман-шиитов, государство со светским развитием, стремится противостоять угрозе, исходящей от джихадизма, пишет автор. Эта проблема безопасности требует регионального сотрудничества. В заявлении от 1 августа Исламское государство (ISIS) объявило джихад против Москвы, но Баку вполне оправданно опасается, что амбиции ISIS на Кавказе – прямая угроза его национальной безопасности.

Региональное ответвление ISIS, Имарат Кавказ, был создан в 2015 году как призыв к оружию для суннитских джихадистов на российском Северном Кавказе. Руководство Армении, Грузии, Азербайджана знает, как через горы возрождение исламистской воинственности внутри России  может легко перекинуться на их территорию.

В январе 2015 года появились некоторые сообщения о том, что ряд исламистских командиров со всего российского Кавказа клялись в верности лидеру ISIS, Абу Бакру  аль-Багдади. У Азербайджана превращение российских исламистов в поданных ISIS  вызывают тревогу.

В отличие от более ранних форм националистической или исламистской воинственности в регионе, ISIS имеет тоталитарную идеологию, посвященную международному джихаду и территориальной экспансии. Географическая близость ISIS к Азербайджану, таким образом, представляет собой беспрецедентное испытание для Баку. К тому же, опасаясь эскалации конфликтов на Северном Кавказе, Азербайджан   имеет суннитское меньшинство, в основном в северных районах, граничащих с Россией, а с 2011 года несколько сотен граждан Азербайджана присоединились к ISIS и другим исламистским группировкам в Ираке и Сирии.

Азербайджан не одинок среди бывших советских республик, опасающихся  насильственного исламизма. Джихадисты были успешно набраны практически из всех постсоветских государств в Центральной Азии, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В июне российские чиновники подсчитали, что до 10 тысяч боевиков из бывших советских республик боролись в рядах джихадистов групп на Ближнем Востоке. В октябре 2015 года президент России Владимир Путин предупредил членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что деятельность ISIS вышли далеко за пределы Ирака и Сирии, пишет автор статьи.

Есть две основные причины, почему Азербайджан, страна с девятью миллионами граждан, не испытал исламистского насилия с момента обретения независимости в 1991 году. Во-первых, власти в Баку вскоре после получения независимости решили предпринимать усилия для поддержания светской идентичности страны и упорно работали, чтобы свести к минимуму иностранное религиозное влияние, будь то из шиитского Ирана или суннитских государств Персидского залива. "Даже в начале 1990-х годов, в разгар нагорно-карабахского конфликта с христианской Арменией, исламисты не смогли превратить спор в религиозную войну".

Во-вторых, благодаря своему нефтяному богатству, Азербайджан пережил значительный экономический рост и сегодня является страной с доходами выше среднего уровня. Другими словами, благоприятные социально-экономические условия в Азербайджане снизили привлекательность исламистских тенденций,  в отличие от российского Северного Кавказа, где националистические стремления и бедность стали питательной средой для радикализации, пишет автор статьи.

Автор также отмечает, что Азербайджан, Иран и Россия имеют многочисленные сферы потенциального сотрудничества, в частности от транспортного коридора Север-Юг  до совместных инвестиций в энергетические проекты и решения о демаркации Каспийского моря.