Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на встрече с заместителем помощника госсекретаря США Бриджет Бринк призвал сопредседателей, в частности, США, совместно с другими странами Минской группы (МГ) ОБСЕ активизировать усилия для урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Как сообщает AZE.az, имеют ли сопредседатели МГ ОБСЕ правовой механизм давления на Армению? «На мой взгляд, Минская группа ОБСЕ мало того, что не является эффективной по результатам работы в течение 22 лет, но и является бесспорным образцом нарушения самых элементарных правил посредничества в ведении переговоров по нагорно-карабахскому конфликту», — сказал Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
По его словам, сопредседатели МГ ОБСЕ не представляют ООН и потому не имеют полномочий заставлять кого-либо выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН.
«И как бы ни критиковали ООН за ее слабость в разрешении конфликтов, но ОБСЕ еще менее эффективна. Конечно, нельзя пройти мимо факта, что сначала ООН, а затем Совет Европы отказались от собственных инициатив по Карабаху в пользу МГ ОБСЕ, как самого удобного формата, по их мнению. Но при этом ООН и СЕ не делегировали МГ никаких своих функций. Так что МГ на сегодня является структурой для облегчения переговоров между сторонами, и мониторинга Бишкекских соглашений 1994 года о прекращении огня на линии фронта (или, говоря языком МГ, «линии разделения сторон конфликта»).
По его словам, все три страны — члена МГ ОБСЕ — США, Россия, Франция — являются заинтересованными сторонами.
«Так, например, США наложили в 1992 году санкции на одну из сторон конфликта, а именно на Азербайджан. Если ООН требовала от Армении освободить оккупированные ею территории, то США в поправке 907 к «Акту поддержки свободы» расценили попытки Азербайджана это сделать, как «агрессивные» действия. И до их прекращения приостановили техническую и военную помощь нашей стране, а не реальному агрессору — Армении», — сказал он.
«Добавлю, что при этом Азербайджан является военным союзником США в операциях в Афганистане и Ираке. Как могут США давить на Армению и требовать выполнения резолюций ООН, если у США и ООН разные взгляды на то, кто является агрессором в этом конфликте? Россия поставляет оружие сторонам конфликта, а с Арменией имеет военный договор и две военные базы на ее территории,» — отметил Зейналов.
«Недавно даже было сделано провокационное заявление о том, что Россия и Армения могут создать совместные войска, то есть в случае серьезного обострения конфликта и ведения боев на территории Армении придется воевать не только с Арменией, но и со страной-сопредседателем МГ. Как может Россия давить на Армению, если у России есть обязательства защищать Армению военной силой? Более того, конфликт продолжается так долго потому, что его сторонам идут поставки оружия, причем Россия поставляет оружие, как Азербайджану, так и Армении», — отметил он.
Он отметил, что выполнению четырех резолюций СБ ООН по НК это никак не способствует.
«Франция является одной из немногих стран, где за отрицание т.н. «армянского геноцида» предусмотрена уголовная ответственность. И это при том, что по событиям 1915 года до сих пор еще не закончены споры. Можно привести и другие примеры чувствительности правительства Франции к интересам Армении, но этот наиболее наглядный. Во всяком случае, за отрицание более свежего Ходжалинского геноцида 1992 года во Франции никого не наказывают. Кроме того, две страны-сопредседателя — США и Франция — не так давно ввели санкции против третьей страны — России. Так что между ними самими нет ни мира, ни согласия,» — подчеркнул он.
По словам Зейналова, Россия и США могли бы стать гарантом соблюдения будущего соглашения, если стороны его достигнут, например, после замены сопредседателей МГ на менее заинтересованные страны.
«У нас перед глазами пример НК, где конфликт заморожен более 20 лет, и это состояние поддерживается без миротворческих войск. На линии разделения сторон действуют лишь личный представитель действующего председателя ОБСЕ и подчиненные ему четыре офицера-наблюдателя ОБСЕ, а стороны сдерживает авторитет России и Америки. Видимо, ООН устраивает статус-кво, и поэтому они считают МГ идеальной, несмотря на отсутствие продвижения переговоров. Похожим образом с 1921 года поддерживается неприкосновенность Нахчыванской Автономной Республики, которая с трех сторон окружена Арменией. В этом случае в качестве гаранта Карского договора выступают Турция и Россия. На мой взгляд, без изменения формата МГ активизировать ее работу по разрешению карабахского конфликта не удастся», — заверил правозащитник.