Французский закон – результат провальной внешней политики Р.Т.Эрдогана

Несмотря на усилившиеся накануне перед дебатами в Сенате голоса противников принятия законопроекта о криминализации отрицания признанных Францией на законодательном уровне геноцидов, большинство проголосовавших в верхней палате депутатов всё же одобрило предложенный билль. Нет сомнений, что президент Николя Саркози не откажется от намерения подписать закон, и он вступит в силу.

Несмотря на усилившиеся накануне перед дебатами в Сенате голоса противников принятия законопроекта о криминализации отрицания признанных Францией на законодательном уровне геноцидов, большинство проголосовавших в верхней палате депутатов всё же одобрило предложенный билль. Нет сомнений, что президент Николя Саркози не откажется от намерения подписать закон, и он вступит в силу.

Такой исход является одним из закономерных результатов совершенно недальновидной внешней политики нынешнего правительства Турции, возглавляемого Реджеп Тайип Эрдоганом, занявшего неверную тактику в ряде вопросов, допустившего серьёзные ошибки в выборе внешнеполитических приоритетов и перечеркнувшего достижения своих предшественников.

Уже сегодня можно с очевидностью утверждать, что полным провалом закончилась доктрина «ноль проблем с соседями». Отношения стали хуже, чем прежде. Еще более ухудшились и без того небезоблачные отношения с Арменией; стали заметны элементы недоверия в отношениях с Азербайджаном, особенно накануне и после подписания цюрихских протоколов, оставивших неприятный осадок и образовавших определененную трещину в отношениях между двумя государствами; с интенсификацией ядерной программы Ирана и разговорами о размещении на территории Турции радара ПРО стали раздаваться угрозы со стороны Ирана; усилилось напряжение на границе с Курдской автономией в Ираке, куда турецкие части стали все чаще и чаще вторгаться с операциями возмездия против террористов PKK; а с официальным Дамаском Анкара и вовсе находится почти на грани войны.

Естественно, ни о каком «нуле проблем с соседями», особенно непосредственными, теперь уже не приходится говорить. Доктрина провалилась. А если расширить географию, то в число стран с испорченными отношениями можно будет включить Израиль, Францию и ряд других государств ЕС. Усилились антитурецкие настроения и в Конгрессе США, где недавно впервые была принята резолюция о христианских памятниках. От перспективы вступления в ЕС Турция находится как никогда прежде далеко.

Старых друзей Анкара потеряла, новых не приобрела. На ком вина?

С самого начала правительство Эрдогана выбрало неверные внешнеполитические приоритеты. Вместо того, чтобы укрепить хорошие отношения с давнишними друзьями (например, с Израилем) и сосредоточить всё свое внимание на дальнейшей изоляции своего главного и извечного противника – Армении, – правительство сделало то, что не поддается никакому рациональному объяснению: на ровном месте и без всякого смысла испортила почти союзнические отношения с влиятельным в мире Израилем и чуть ли не открыла границу с Арменией.

Совершенно непонятно, зачем нужно было ссориться с Израилем, который всегда поддерживал Турцию во всех вопросах и на всех международных платформах? Во имя чего и в угоду чему? Что плохого Израиль до сих пор сделал Турции? Разве Израиль оккупирует часть территории Турции или Азербайджана? Разве Израиль предъявляет к ним территориальные претензии? Разве евреи истребляли турок в Ване, Трабзоне и других оккупированных в 1915-1918 гг. анатолийских вилаетах, и разве ЦАХАЛ совершал геноцид в Ходжалы? Разве не еврейское лобби все эти годы блокировало принятие в Конгрессе США антитурецких резолюций? Как-то быстро забыли в руководстве Партии справедливости и развития, с помощью чьей разведки, помимо ЦРУ, был задержан в кенийской столице головная боль номер один Абдулла Оджалан. Если бы не помощь Моссад, сколько еще мирных турецких граждан погибло бы от рук оджалановских убийц?

С Израилем и Палестиной Турция даже не граничит! Зато Анкара была на грани открытия границы с Арменией, которая нагло оккупирует 20% территории Азербайджана, да еще и предъявляет территориальные и исторические претензии к самой Турции. В заявлениях на армянские темы нынешние турецкие политики используют до раздражения мягкую, почти умиротворительную риторику. Как-то уж очень скоро забывают турки историю, зато дольше помнят ее армяне. Трудно сдержать возмущение, когда слышишь или читаешь новость о реставрации армянского монастыря на острове Ахтамар, открытии армянской церкви в Диарбекире, собственноручном приготовлении первой леди Турции угощений для четы Саргсян, украшении камнями Swarovski кресла, на котором расселся этот детоубийца во время футбольного матча в Бурсе.

Ну что, оценили армяне все эти бессмысленные реверансы в их адрес? Наплевали они на турок, еще больше усилили антитурецкую политику. Потому что турок для армянина – извечный враг, а для еврея – нет. Надеемся, сейчас-то Эрдоган поймет, что сколько армянина ни корми, он всё на Арарат смотрит и о Карсе грезит. Сколько ни рассаживай ветерана Ходжалинской резни Сержа Саргсяна на дорогом кресле и ни корми его домашней едой собственного приготовления, он всё будет жевать, глотать, а в душе проклинать хозяина дома! И еда у него от этого в горле не застрянет!

Ведь ничего плохого в этих реверансах не было бы, если бы противолоположная сторона отвечала взаимностью. Но в ответ на реставрацию армянских храмов в Турции «благодарные» армяне переименовали Голубую Мечеть в Иреване и мечеть в Шуше в «персидские» памятники. Даже название «Карабах» в одном из статей представили как «персидское», настолько ненавистно им любое слово с корнем «тюрк»! Те же «благодарные» армяне, требуя от Турции признания «геноцида», отвечают «взаимностью» и напрочь отрицают совершение ими такого же геноцида в отношении турок и азербайджанцев. Пусть случившееся будет для Эрдогана хорошим уроком.

Три года назад в Давосе Эрдоган вступил в совершенно бессмысленную перепалку с Шимоном Пересом. Ради палестинцев. Не подумайте, что нам безралична судьба этого многострадального народа. Да, нам тоже жаль погибающих палестинских детей. Но и их отцы из Хамас должны перестать обстреливать ракетами территорию Израиля, где во дворе играют такие же безвинные дети. Только непонятно, причем тут Турция и Эрдоган! Разве у палестинцев нет других адвокатов? Разве нет более двух десятка арабских стран, которые должны в первую очередь заботиться об их судьбе? Создается впечатление, будто «бир миллят, ики довлет» относится не к азербайджанцам, а к палестинцам. Лучше бы в Давосе Эрдоган задал прямые вопросы участвовавшим на форуме Саргсяну и Налбандяну вместо Шимона Переса.

Собственноручное отторжение Турцией своего старого друга Израиля во имя неродственных ей палестинцев было абсолютно популистским шагом, не оцененным в арабском мире. Остается лишь восхищаться мудрому поведению Израиля, не идущего на ответную эскалацию конфронтации и терпеливо ожидающего смены нынешнего турецкого правительства.

После принятия Францией известного закона Анкара должна переосмыслить свои внешнеполитические приоритеты и сменить тактику в ряде вопросов. Она должна прекратить конфронтацию с Израилем и восстановить прежние союзнические отношения. В нынешнем кризисе вина полностью лежит на Турции, и она должна исправить эту ошибку.

Принятие французского закона не следует воспринимать так остро. Во-первых, его еще можно оспорить в Конституционном Суде. Во-вторых, в тексте билля нет упоминания об армянах или турках. По закону наказание применяется за отрицание законодательно признанных геноцидов вообще, а не конкретно «геноцида армян».

Во Франции на уровне закона признаны два геноцида – Холокост (закон 1990 г.) и убийства армян (закон 2001 г.). В сущности, отрицать доказанный геноцид (а доказанным он становится по приговору высшей судебной инстанции или международного трибунала, чего нет в случае с армянами) действительно аморально, хотя не могу согласиться с тем, что за это надо бросать человека в тюрьму. Конечно, элементов абсурда в принятом законе предостаточно. Почему, допустим, человек, отрицающий существование самого Господа бога, может спокойно гулять по улице, а его сосед, отрицающий то, по поводу чего не было решения международного трибунала (напр., недоказанный в судебном порядке «геноцид армян»), должен год питаться тюремной пищей? И почему вслед за ним на нары не отправится третий сосед, отрицающий доказанные международными трибуналами в Нюрнберге и Гааге геноциды цыган, боснийских мусульман и тутси? Ведь во Франции нет законов о признании трех последних геноцидов, и, стало быть, принятый на днях закон на них не распространяется, несмотря на наличие решения международных трибуналов! Вот в чем абсурд!

Турки с самого начала выбрали неверную, защитную тактику. В ответ на обвинения в совершении их предками «геноцида армян», они говорили «нет, этого не было». Хотя трудно отрицать гибель 600.000 человек по причине принадлежности их к армянской нации. Вместо того, чтобы отрицать и терпеть поражение в политических, академических и медийных площадках, им следовало бы согласиться: «Да, если вы считаете, что термин геноцид можно использовать ретроспективно, то пусть оно так и будет. Но тогда согласитесь и вы, что в Османской Империи в годы первой мировой войны имели место ДВА геноцида, а не один!»

Каждый раз, когда тот или иной парламент принимал резолюцию о признании «геноцида армян», Анкаре вместо того, чтобы отзывать своего посла и через месяц незаметно возвращать его обратно, следовало обращаться к этим парламентам с просьбой принять аналогичную резолюцию о признании совершенного армянскими бандами геноцида мирных турок, курдов-мусульман и азербайджанцев в оккупированных вилаетах Османской Империи и на Кавказе в 1915-1918 гг.

Что ответили бы на это шведы, словаки, уругвайцы и т.д.? «Нет, ребята, этого не было?» А как же, господа, общечеловеческие ценности? А как же свидетельства историков? Чем свидетельства армянских историков достовернее свидетельств их турецких коллег, когда архивы – одни и те же, и методы и масштабы убийств не отличались? Чем убийства армян были более «геноцидными», чем такие же убийства мусульман в тех же условиях, в том же месте и в то же время? Ведь, заметьте, даже сами армянские историки не в силах отрицать уничтожение армянскими бандами мирного турецкого и курдского населения в Анатолии и азербайджанцев – в Закавказье.

Сегодня турки вместо того, чтобы дуться на Париж, должны задать мадам Валери Буае прямой вопрос: «Когда Вы представите законопроект о признании геноцида турок, курдов-мусульман и азербайджанцев в Османской Империи в годы первой мировой войны?»

Это будет испытанием законодателя на ee честность, о которой она любит в последнее время частенько говорить.

Турки должны направить все свои усилия не на предотвращение принятия резолюций об армянах, а на принятие резолюций о признании турецкого геноцида. И тогда – по крайней мере во Франции – в тюрьму будут сажать и тех, кто отрицает или принижает страдания, испытанные мирным мусульманским населением Анатолии и Закавказья от рук вооруженных армянских банд.

Об этом геноциде сегодня в мире никто не говорит, потому что сами турки об этом не говорят. А вместо этого они лишь защищаются, мол, «не убивали младотурки армян». Стереотип о том, что турки вдруг на ровно месте сошли с ума и стали без причины убивать армян, оттого и сложился в мире, что турки не говорят, что именно стало причиной ответных страданий армян, и молчат о совершении армянами геноцида в отношении их предков. Гораздо более чудовищного по своему масштабу и жестокости геноцида! От оборонительной тактики Турции давно пора переходить к наступательной.

А до тех пор, пока во Франции не будет принят закон о признании геноцидов турок, курдов-мусульман, азербайджанцев, а также цыган, боснийских мусульман и тутси, эта страна не будет считаться объективной.

С другой стороны Анкара должна перестать угрожать Франции какими-то мнимыми санкциями, большинство которых имеют целью лишь спасти собственное лицо. Сколько раз МИД Турции отзывал для консультаций своих послов, а затем тихо-спокойно возвращал их обратно, как будто парламенты тех стран аннулировали резолюции! И разорванные контракты затем сменялись новыми, причем с теми же странами. Очевидно, эти демарши не работают. Помнится, даже Эрдоган после скандального форума поклялся больше не ездить в Давос. Теперь он клянется больше не ездить во Францию. Не знаем, насколько от этого пострадает сама Франция, но если после каждой резолюции он будет раздавать подобные обещания, но рискует превратиться в невыездного. Не лучше ли вместо угроз о применении неэффективных мер перевести дух и спокойно взять курс на международное признание геноцида мусульман в 1915-18 гг. И начать с себя – принять у себя в стране закон о геноциде турок, курдов, азербайджанцев, черкесов, алжирцев, парагвайцев, тутси, боснийцев, евреев, цыган и криминализировать их отрицание. Без законодательного признания у себя дома трудно ожидать симпатий со стороны других стран.

24 апреля должен быть объявлен в Турции и Азербайджане «Днем геноцида анатолийских мусульман». Именно этот день, а не другой. Чтобы в день, когда мировые СМИ передают о проводимых армянством мероприятиях, тут же шли сообщения об аналогичных мероприятиях по поминанию всем тюркским миром жертв, павших от рук тех же армян. В центре г. Ван, турецкое население которого в 1915 году было почти поголовно вырезано, необходимо воздвигнуть точную копию мемориала Цицернакаберд и каждый год 24 апреля возлагать (всем составом правительства) венки в память вырезанных турок. По всему миру необходимо открывать памятники жертв турецкого геноцида и добиваться принятия резолюций.

Никто в армянстве не посмеет больше заикнуться о каких-то материальных и, тем более, территориальных компенсациях. В ответ можно будет выдвинуть требование о 10-кратных компенсациях и 50-кратных извинениях со стороны Еревана. Поэтому вместо лозунга «не было геноцида армян» надо выдвинуть встречный лозунг «былo два геноцида – турецкий страшнее и раньше армянского».

Криминализировать нужно также отрицание и минимизирование участия Франции в работорговле и использовании рабского труда африканцев. Эти турецкие законы станут инструментом сдерживания Франции от применения на практике карательной силы принятого ею на днях закона.

Словом, надо переходить от неэффективной и унизительной мольбы и защитной позиции к принятию ответных шагов и коррекции устаревшей оборонительной тактики.

В свою очередь, Азербайджан должен заморозить свое участие в переговорном процессе в рамках МГ ОБСЕ до замены общеевропейским Брюсселем Парижа. Или же потребовать включения Турции в состав сопредседателей. Никакие протесты Еревана о «необъективности» Турции не следует даже слушать. После принятия французским Сенатом закона о криминализации отрицания всего лишь двух признанных Францией геноцидов, посредничество этой страны в карабахском урегулировании стало таким же «беспристрастным», что и турецкое. Теперь Армения для Франции – такая же сестра, как Азербайджан – брат Турции.

Вывод Франции из состава МГ ОБСЕ будет адекватным ответом Азербайджана и будет означать дипломатическое поражение и ослабление позиций Парижа в этом регионе. Не приходится сомневаться также в том, что найдутся немало компаний с мировым именем и опытом ведения газоразведочных работ, которые претендовали бы на место французской компании TOTAL, которой тоже можно было бы намекнуть о том, что она вовсе не незаменима…

Поэтому слово теперь за официальным Баку, от которого и турки, и сами азербайджанцы ждут смелого решения. Если Азербайджан не предпримет шагa, которого теперь от него ждут в этих двух странах, то мы потеряем моральное право говорить о взаимосвязи между цюрихскими протоколами и карабахским урегулированием. Это тот «момент истины», когда испытанию подвергнута сама формула «бир миллят, ики довлет».

В.
P.S. Низкий поклон Рустаму Ибрагимбекову за его сегодняшний мужественный шаг!