Габалинская РЛС. Станет ли она точкой кристаллизации совместной ЕвроПРО?

Генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана Александр Васяк дал интервью главному редактору Нет-Факс Алексею Синицыну специально для AZE.az.

Алексей Синицын:

– В последние недели произошли три связанных между собой события. Сначала заместитель госсекретаря США по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро на пресс-конференции в Баку заявил, что «США, возможно, продолжат диалог с Азербайджаном по вопросу Габалинской РЛС». Высокопоставленный дипломат дал понять, что интерес к станции подогревается переговорами по ПРО, которые США ведет с Россией в рамках партнерства с НАТО.

Через три дня недалеко от священного города Кум Иран провел испытательные пуски 14 баллистических ракет, в том числе, ракет большой и средней дальности «Шахаб» и ракет малой дальности «Зельзаль». Кстати, в окрестностях Кума заработали новые усовершенствованные центрифуги, которые производят все более обогащенный уран.

А еще через три дня в Сочи состоялось заседание Совета Россия-НАТО по ЕвроПРО, закончившееся безрезультатно, несмотря на привычный оптимизм, который демонстрировали президент Медведев и его западные партнеры. У меня вопросы к нашему военному эксперту, генерал-майору азербайджанских Вооруженных Сил Александру Васяку. Вы верите в то, что новый позиционный район американской ПРО в Европе будет направлен только против «стран-изгоев»? И насколько серьезно они могут угрожать атлантической безопасности?

Александр Васяк, генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана, военный эксперт:

– Судя по тональности вопросов, вы в угрозы, исходящие от третьих стран, не верите. Но не все так однозначно. Как военный человек, я согласен с анализом российского Генштаба, который показывает, что определенные компоненты американской, а теперь уже натовской системы, которую планируется размещать в Европе вблизи границ РФ, будут создавать риски для российских стратегических ядерных сил.

Но, с другой стороны, не только Иран форсирует свою ядерную программу. О желании развивать ядерную энергетику сообщила и Саудовская Аравия. Уверен, подобные намерения вынашивают и правительства других третьих стран. Этому есть объективные причины.

А. Синицын: – Тогда вопрос о Габалинской станции. Вам не кажется, что все разговоры о ее совместном использовании – просто российско-американская PR-акция, чтобы успокоить мировое общественное мнение? Слишком уж глубоки противоречия между НАТО, США и Россией.

А. Васяк: – Я разделяю мнение тех, кто видит компромиссный подход к построению ЕвроПРО. Ее объединяющим элементом может стать совместная разведывательно-информационная система, включающая интегрированные средства наблюдения и анализа.

Это – радары и другие сенсоры, информация с которых поступает для анализа в совместный центр обмена данными и предупреждения о ракетном нападении, а также – независимо – на пункты управления двух самодостаточных систем ПРО НАТО и ПРО России. Очевидно, что таких совместных центров может быть два – в Москве и в Брюсселе.

Замечу, что Габалинская РЛС, в модернизацию которой Россия собирается вложить огромные средства, может стать самым надежным инструментом сбора подобной информации. Прежде всего, потому, что принадлежит третьей стране – Азербайджану – и расположена на его территории.

А. Синицын: – Но американцы уже почти продавили размещение радара ПРО в Турции, совсем недалеко от Ирана…

А. Васяк: – Однако нужна какая-то площадка для решения задач технологической совместимости интегрируемых средств ПРО. Таковой может быть только Габала. И еще одно – если проект по ПРО будет похоронен, как это было при Джордже Буше в 2007, мир может скатиться к новой холодной войне, что понимают все стороны. Поэтому, сейчас нужен некий моральный символ единства взглядов и действий ядерных держав. И здесь у Габалинской РЛС нет альтернативы.

А. Синицын: – Самые высокопоставленные чиновники МИДа уже подтвердили высокую заинтересованность Азербайджана в Габалинской РЛС. Но какие дивиденды сулит Азербайджану российско-американское сотрудничество по ПРО?

А. Васяк: – «Дуга нестабильности» непредсказуема в своем развитии. Пусть не прямые угрозы, но вызовы и риски, в том числе и ракетные, могут возникать совершенно неожиданно. Азербайджан уже закупил российские ЗРК С-300, надежно прикрыв воздушное пространство над своими нефтяными месторождениями и важнейшими центрами. А Габала поможет обеспечить наши силы неядерного сдерживания информацией о запусках крылатых ракет морского и воздушного базирования из любой точки еще на дальних подступах к нашей территории. Подобную информацию мы можем получать независимо от перипетий создания совместной ЕвроПРО.

Может ли трехстороннее сотрудничество – США, РФ, Азербайджан – усилить позицию Баку в контексте разрешения карабахского конфликта? Безусловно, хотя сказать точно в какой форме это будет происходить – очень трудно. Но нет сомнений, что взаимодействие трех государств, из которых два – лидеры военно-политических блоков, а третье(Азербайджан) вошло в Движение Неприсоединения – будет высоко оценено во всем мире. А это, как минимум, означает, что международный авторитет Азербайджана поднимется на новую высоту.