Габалинская РЛС: торг здесь не уместен

Все еще живы воспоминания о далеких девяностых, когда в одночасье была перекроена политическая карта мира, когда стремления к свободе и праву на волеизъявление увенчались успехом, когда, наконец-то, рухнула эпоха централизованного управления…

Большие перемены

Однако, свежи воспоминания и о том, с какой неохотой начали выводиться бывшие советские, а теперь уже российские войска из бывших союзных республик. Особенно медленно и мучительно протекал процесс определения “правил игры” в отношении стратегически важных, объединенных в единую сеть, систем раннего предупреждения, способных определять источник ракетной атаки и ее масштаб, оценить возможный ущерб и использовать данную информацию для выбора варианта встречного удара, предполагающего ответный пуск ракет до того, как атакующие снаряды достигнут своих целей. В те далекие, союзные времена, само существование подобного объекта на территории того или иного региона являлось признаком его стратегического значения.

Строительство РЛС на узле «Габала» (РО-7) началось еще в 1982 г. Основные работы по строительству объекта были закончены в 1984 году, и современная для своего времени станция была введена в строй, приступив к выполнению своих боевых задач на южном стратегическом направлении в феврале 1985 года. Полностью же строительство РЛС было завершено в 1987 году.

Время шло, однако, по причине смены эпох некоторые военные стратегические объекты постигла печальная участь. Одни в силу финансовых и юридических сложностей так и не были достроены (например РЛС “Дарьял-У” в поселке Балхаш, Казахстан), другие были попросту уничтожены (к примеру, РЛС «Дарьял-УМ» в Скрунде, Латвия).

В то же время, некоторые из них были переименованы и предоставлены в распоряжение России на правах аренды. Одной из таких станций стала Габалинская РЛС «Дарьял».

Долгий и сложный переговорный процесс между Россией и Азербайджаном об условиях аренды Габалинской РЛС, который с попеременным успехом продолжался с 1994 по 2002 г., завершился подписанием в Москве 25 января 2002 года Соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой «О статусе, принципах и условиях использования Габалинской РЛС (РЛС Дарьял)». Соглашение установило статус станции в качестве информационно-аналитического центра, являющегося собственностью Азербайджана и переданного России на условиях аренды на десять лет до 2012 года с правом пролонгации договора аренды.

Сегодня, спустя 10 лет с момента заключения данного соглашения, РЛС ПРО Габала является, по сути, единственным российским военным объектом на территории Азербайджана (после вывода из Гянджи в мае 1993 года последних подразделений российской 104-й воздушно-десантной дивизии).

Однако на протяжении последних десяти лет разговоры вокруг РЛС актуализировались не столько в аспекте российско-азербайджанского сотрудничества в “информационно-аналитической сфере”, что соответствовало бы ее формальному предназначению, сколько в контексте российских внешнеполитических баталий, в которых данная РЛС неоднократно использовалась в качестве разменной монеты.

Так, Габалинская РЛС не раз фигурировала в переговорах в контексте расширения американской системы ПРО, порой даже в качестве “ответной меры” на американские радары, подготовленной Министрством обороны РФ по поручению президента страны.

Иной раз в российскую прессу просачивались данные о стоимости арендной платы, с явным намеком на отсутствие какой-либо существенной важности данной станции для РФ.

Складывается впечатление, что в контексте современных политических требований относительно потенциала стратегического сдерживания, Габалинская РЛС представляет собой не столько специфический информационно-аналитический центр, сколько очередную военнуюй базу, территорию которой Россия просто не хочет покидать.

Однако данное желание, по всей видимости, не подкрепляется ни реальными действиями, ни возможностями. “Слив” информации с деталями стратегических переговоров между Азербайджаном и Россией, со стороны выглядит банальной попыткой проведения нечестного торга посредством давления на “продавца”.

Информационный “прессинг”

Весьма показательно в данном контексте выглядят публикации в ряде российских СМИ, посвященные анализу последних событий в переговорном процессе по дальнейшей судьбе Габалинской РЛС.

Некоторые СМИ, ссылаясь на “не совсем определенные” источники, прибегнули к завуалированному шантажу, проводя параллели с правовым статусом Каспия и вытекающими отсюда энергетическими проектами. При этом, “неназванный источник в Минобороны РФ” даже пригрозил “уйти из Габалы”, в случае если не удастся договориться по вопросу цены. Однако, далее издание признает возможные проблемы для России, в случае такого “ухода” – желающих арендовать “Дарьял” достаточно и на Западе.

Другое издание, проводя параллели с Иранским вопросом и урегулированием армяно-азербайджанского конфликта, утверждают, что Баку пытается “выбить” у России ряд уступок в данном направлении. При этом, автор не скрывает своего удивления тем фактом, что Баку, доселе придерживающийся “взвешенного подхода во внешней политике”, в данном вопросе проявляет твердую настойчивость.

Соглашаясь относительно настойчивости Баку, хотелось бы указать на один существенный момент, на который по всей видимости в Москве пока не обращают внимания – Азербайджану данная РЛС в принципе не особо нужна (об этом будет сказано подробнее чуть ниже). А если она нужна России, не важно в каком качестве – как часть сети РЛС, разбросанных по периметру границ или в качестве последнего бастиона физического присутствия на территории Азербайджана, – за такой “эксклюзив” придется заплатить, ибо ради его сохранения азербайджанская сторона “платит” очасти своей экологией и ущербом туристической индустрии (о чем чуть подробнее будет сказано ниже).

Ясно одно, подобный вброс секретных данных, эдакий “информационный прессинг” вряд ли возымеет какой-либо эффект в отношении Азербайджана, неоднократно подчеркивавшего, что во главу угла во “взвешенной” (если использовать риторику российской прессы) внешней политике ставятся исключительно национальные интересы. Не верить данным заявлениям нет ни малейшего повода – действенность данного принципа была неоднократно доказана в перипетиях “газовых” вопросов.

Дружба дружбой…

Интересен факт того, что все эти “страсти” происходят на фоне довольно таки динамичного военно-технического сотрудничества между двумя странами.

Не так давно Азербайджан закупил у России комплексы ПВО С-300 ПМУ-2 «Фаворит» (по иронии судьбы сумма контракта составила те же 300 млн. долларов), а также наряду с Индией окончательно закрепил за собой статус крупнейшего получателя российской вертолетной техники. Как известно, помимо 24 заказанных Азербайджаном боевых вертолетов Ми-35М, ранее были также подписаны и в настоящее время реализуются контракты с ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку 40 военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В для ВВС Азербайджана и 20 военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В для Пограничной службы Азербайджана.

Необходимо отметить, что все контракты подразумевают покупку продукции по рыночным ценам, без каких либо особых эксклюзивных привилегий.

Так чем же объясняется, что страна, готовая, по словам премьер-министра РФ Владимира Путина, потратить 20 триллионов рублей на вооружение до 2020 года, пытается «легонько» надавить на партнера и выторговать скидку по стоимости арендной платы?

Конечно, сумма о которой идет речь – достаточно внушительная. Так, согласно российской газете «Коммерсантъ», ссылающейся на источники в Минобороны и МИД России, сумма платы за аренду увеличится с 7 миллионов долларов в год до 300 миллионов.

Однако, как говорится, за “удовольствие” надо платить, особенно в свете того, что данная РЛС наносит немалый урон одному из наиболее живописных уголков Азербайджана. А урон этот, как уже отмечалось, вполне материальный, ведь речь идет как об экологическом (существующая огромная площадь антенного полотна предполагает большую излучаемую мощность даже в частично пассивном режиме), так и финансовом ущербе (общая территория объекта, на котором расположено 16-этажное здание РЛС «Дарьял» – это 220 гектаров одних из самых плодородных земель Азербайджана). И все это за скромную арендную плату в 7 млн долларов в год, начиная с 2002 года.

Логика поднятия цены за аренду подобного объекта, наносящего урон экологии и абсолютно не нужного стране-владельцу, понятна: данное предложение носит чисто экономический характер и лишено политического подтекста, что бы там не говорили по этому поводу.

Плата же в 7 млн долларов, оговоренная в договоре от 2002-го года, не компенсирует ущерб природе, наносимый даже за один год функционирования РЛС, не говоря уже о компенсации за т.н. “советское” время, когда плата между союзными республиками за подобные объекты и вовсе не предусматривалась.

С другой стороны понять можно и логику страны-арендатора. Зачем платить за объект такие деньги, если его адекватность современным вызовам уже под вопросом.

Сегодня, если технический ресурс станции и позволяет выполнять поставленные перед ней задачи по обеспечению противоракетной обороны Российской Федерации и стран СНГ в необходимом объеме, уже существует новое поколение подобных станций, обладающих более продвинутыми характеристиками.

Примером может служить надгоризонтная радиолокационная станция дальнего обнаружения высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ», заступившая на дежурство в Армавире (Россия), и прикрывающая “ракетоопасные” направления на юге и юго-востоке вместо РЛС в Мукачеве и Севастополе. Уже сейчас данная РЛС может отслеживать в полтора раза больше объектов, чем две упомянутые станции.

На фоне развития технологий, Габалинская РЛС скорее всего представляет для России интерес лишь как локация физического присутствия в Азербайджане.

В то же время, для официального Баку (в условиях отсутствия интереса к отслеживанию запусков ракет с акватории Индийского океана и территории Турции, Ирака, Ирана, Индии и прочих государств Ближнего Востока) интерес скорее всего диаметрально противоположный. Скажем, здание комплекса могло бы послужить в качестве потрясающей гостиницы, стилизованной под эпоху Холодной Войны. А там, глядишь эта бизнес-идея найдет свой отклик и в душах миллиона туристов, ежегодно посещающих Азербайджан.

Неделя-другая в здании бывшей советской радиолокационной станции могла бы стать прекрасной иллюстрацией крушения старой эпохи, с избавлением от которой мировое сообщество стало на порядок демократичнее и свободнее.

Подводя итоги, можно отметить, что для азербайджанской стороны вопрос дальнейшей судьбы РЛС лежит все же в экономической плоскости и в расчет ставится сугубо финансовый аспект вопроса. Что же до Москвы, то судя по заявлениям источников в министерствах обороны и иностранных дел, не говоря уже об умозаключениях различных экспертов и комментаторов, политический аспект в данном вопросе превалирует над его экономической составляющей. А коли так, то исходить в расчетах арендной платы исключительно из размеров “коммунальных платежей”, как это, кстати, делалось до сих пор, и вовсе неуместно.

Большая политика подразумевает готовность идти и на соответствующие траты. Чего уж тут удивляться?…