“Я – плохой политик!”, – чистосердечно признался Каспаров и пустился в полемику с организаторами показа.
Как сообщает Bakililar.AZ, На фестивале документального кино IDFA показан фильм “В священном огне революции” о политической борьбе Гарри Каспарова.
“Я плохой политик!” – чистосердечно признался Гарри Каспаров со сцены битком набитого клуба Escape в центре Амстердама, где проходила презентация фильма режиссера Маши Новиковой.
“Мне нечего скрывать!
Я отвечаю на любой вопрос, принимаю любой вызов, который мне бросают.
Это, по моему мнению, единственный алгоритм борьбы с диктатурой.
Нельзя вести двойную игру, нельзя отказываться от своих слов, когда за тобой постоянно следят и все твои разговоры прослушивают.
Поэтому я всегда говорю одно и то же: в публикациях, по телевидению, и вот теперь – на киноэкране,” – так Каспаров ответил на вопрос, трудно ли быть героем документального фильма.
И, в подтверждение своих слов, сразу же вступил в резкую полемику с председателем совета директоров кинофестиваля IDFA, медийным магнатом Дерком Сауэром, позволившим себе возразить чемпиону мира.
Голландец Дерк Сауэр живет в России и владеет концерном Independent Media, издающим, в частности, газеты “Ведомости”, “The Moscow Times” и ряд элитарных глянцевых журналов.
“У нас 12 миллионов читателей в России, мы продаем наши издания по всей стране: во Владивосткое, в Перми, во всех крупных городах.
Я не могу согласиться с господином Каспаровым, что у него нет доступа к российским СМИ.
Мои газеты, к примеру, публикуют информацию о его деятельности,” – заметил Дерк Сауэр.
“Послушайте!
Я желаю вам успеха, но я знаю, что для вас Россия – это бизнес, а для меня – моя страна!” – перебил хозяина фестиваля Каспаров и под бурные аплодисменты отправился со сцены в кинозал.
Формат “Обама-Маккейн” Голландский режиссер русского происхождения Маша Новикова работала над проектом фильма “В священном огне революции” с 2004 года, когда Гарри Каспаров вместе с несколькими оппозиционными политиками учредил “Комитет 2008” для подготовки к президентским выборам.
В 2005 году “Комитет” распался, в рядах оппозиции наметился раскол, а Маша Новикова поняла, что найти на Западе деньги на документальный фильм о российском предвыборном марафоне будет нелегко.
“Как только стало ясно, что Каспарова никуда не пускают, что никакого формата “Обама – Маккейн” у нас не получится, мне все отказали в деньгах,” – рассказала Новикова в интервью BBCRussian.com.
По словам режиссера, голландский телеканал VPRO согласился финансировать проект только после ареста Каспарова в апреле 2007 года.
Новикова, автор документальных лент о Чечне и Анне Политковской, начала снимать фильм на собственные скромные средства, следуя за Каспаровым по городам и весям и фиксируя хронику рабочих будней оппозиционного объединения “Другая Россия”, практически, в формате домашнего видео.
Как полагается в домашнем видео, в фильме много застолий, банкетов, чаепитий и перекуров.
Камера Новиковой исправно берет крупные планы бутербродов с семгой, шоколадных конфет и других яств, которыми угощают харизматичного московского гостя политические активисты на местах.
Периодически уютные домашние посиделки сменяются сценами уличных шествий, стычек с активистами молодежного проправительственного движения “Наши” и фрагментами хроники “маршей несогласных” в Москве и Питере, где милиция избивала и арестовывала сторонников Каспарова, лимоновцев и сочувствующих “Другой России” граждан.
“Мне больше нравится снимать ситуации, чем делать интервью, – говорит режиссер Маша Новикова. –
По-моему, человек лучше раскрывается в реальной ситуации, а не когда он сидит и говорит в камеру”.
“На самом деле, политическая борьба, демонстрации и митинги – это тоже рутина.
Ты идешь куда-то, сознавая, что тебя могут избить или посадить в тюрьму.
Я сама ощущала это, когда выходила за ними с камерой, и заставляла себя преодолевать инерцию и страх,” – продолжает режиссер.
“Они смахнули все фигуры!”
В фильме есть ряд любопытных мизансцен, представляющих великого шахматиста, ведущего ежедневную политическую борьбу по непонятным для него правилам.
После задержания в аэропорту Каспарову пришлось отвечать на вопросы журналистов:
“Выражаясь языком шахмат, как бы вы назвали то, что сегодня сделали с вами власти?
Вам поставили мат?”
Чемпион мира моментально парировал:
“Да нет же!
Они просто смахнули все фигуры с доски!”.
Однако, ограничиться показом политического “экшна” как рутинного и, временами, достаточно монотонного производственного процесса Маше Новиковой не удалось.
Большую часть экранного времени в двухчасовом фильме занимают интервью Гарри Кимовича, членов его семьи и соратников по оппозиции.
В кадре ведутся бесконечные разговоры о необходимости противостояния “режиму” и разрушения “вертикали власти”, и появляется целая галерея “говорящих голов” – от ближайших помощников Каспарова, Дениса Билунова и Марины Литвинович, до лидера национал-большевистской партии, писателя Эдуарда Лимонова.
Поскольку в фильме нет ни закадрового комментария, ни титров, представляющих действующих лиц, неискушенный в российской политике зритель может растеряться от такого количества анонимных ораторов.
А для искушенного зрителя просмотр фильма превращается в игру-викторину “кто есть кто в российской оппозиции”.
По словам Маши Новиковой, она сознательно отказалась от использования титров, поскольку не хотела перегружать зрителя излишней информацией.
“Я думаю, что те люди, которые разбираются, и так узнают Касьянова, Хакамаду или того же Лимонова…А тем, кто не разбирается, им не обязательно знать.
Им и так должно быть понятно, что это какие-то люди из оппозиции!” – поясняет режиссер.
Документалистика “для своих” Идеологическая ангажированность режиссера мешает ей дистанцироваться от материала и поставить усилия Гарри Каспарова и его соратников в контекст современной политической жизни России.
Уникальная хроника, отснятая за два года работы с Каспаровым, представленная без структуры, комментария или анализа, смотрится, скорее, как “кино для своих”, не претендующее на выход к массовому зрителю.
“Конечно, этот фильм не назовешь беспристрастным.
Очевидно, что режиссер находится на стороне оппозиционеров”, – сказала в интервью BBCRussian.com побывавшая на премьере продюсер Радио Нидерландов Маргарэт Страйбосх.
“Вместе с тем, фильм демонстрирует, что в данный момент правительство действует непрямым методом и направляет на борьбу с оппозицией молодежное движение “Наши”, – продолжает голландская журналистка.
В качестве постскриптума к фильму, Гарри Каспаров снова вышел к публике и, от имени “Другой России”, призвал западную общественность и политиков проявлять бдительность в отношениях с официальной Россией.
“Мы не просим вас прекратить деловое партнерство – мы понимаем, что бизнес с СССР или Китаем вам необходим!
Россия снабжает вас газом, нефтью и природными ресурсами, а Европа платит за это” – говорил Каспаров.
“Но нельзя относиться к России как к демократическому государству и предоставлять правящему режиму кредит доверия, как это делает сегодня целый ряд западных стран – в частности, Германия, Франция и Италия!” – заявил он со сцены и добавил, на радость голландской аудитории, что Нидерланды в этот список не входят.
Каспарова провожали бурными аплодисментами, а многие зрители выстроились в очередь за автографами.
“Мне показалось, что речь Гарри Каспарова интереснее, чем сам фильм, – сказал в интервью BBCRussian.com студент Петер из Амстердама – Меня очень привлекает личность Каспарова.
Я против диктатуры и думаю, что в России должна существовать независимая оппозиция.
Это хорошо для страны!”
Как сообщила режиссер Маша Новикова, в России фильм “В священном огне революции” будет представлен в Сахаровском центре в Москве, а также на клубных показах “Центра экстремальной журналистики” в регионах. /BBC/