Генерал-майор Васяк: российско-армянское соглашение может привести к освобождению Карабаха

Генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана Александр Васяк дал интервью главному редактору Нет-Факс Алексею Синицыну специально для AZE.az, в котором представил свой взгляд на пролонгацию пребывания российской 102-ой базы в Армении.

В частности, А.Васяк выразил мысль, что России понадобится стабильность в регионе пребывания своей форпостной базы и она захочет надавить на Армению с целью деоккупации захваченных территорий Азербайджана.

Приводим полный текст интервью ниже:

Алексей Синицын:

– Зададимся вопросом – что, собственно говоря, изменилось с пролонгацией пребывания российской 102-ой базы в Армении? Нарушился баланс сил в регионе? Но каким образом? База существовала давно и должна была функционировать минимум до 2025 года. Азербайджанское руководство никогда не собиралось оставлять разрешение карабахского конфликта еще на 15 лет и приступать к нему после вывода российских войск из Гюмри и Еревана.

Армения пытается укрепить свой военный потенциал за счет поставок вооружений российской стороной? Но в этом отношении новое соглашение только констатирует давно свершившийся факт и не вызывает никакого удивления. В конце концов, они – союзники по ОДКБ, и , конечно же, Кремль отнюдь не собирается дарить оружие, а продавать его, пусть и по льготным ценам.

Предполагать, что Россия будет своими руками таскать для Армении каштаны из огня, если Азербайджан приступит к восстановлению конституционного порядка в Карабахе, крайне наивно. Сам глава армянского МИДа Эдуард Налбандян неосторожно заявил: «Этот договор выгоден обеим сторонам. Мы, со своей стороны, гарантируем безопасность наших границ , а Российская Федерация обеспечивает свои геополитические интересы в данной зоне». Карабах же не находится в пределах армянских границ, а геополитические интересы России куда шире и карабахского конфликта, и самой Армении.

Будем откровенны, Россия здорово нажала на Армению и, когда думаешь о причинах такого давления, то почему-то приходит на ум фраза крупного американского политолога и военного теоретика Чалмерса Джонстона, который как-то заметил: «Американская версия колонии – военная база».

Александр Васяк, генерал-майор ВС Азербайджана:

– Тогда я продолжу мысль Джонстона, который справедливо считает, что «изучая перемены в географии новых военных баз, можно многое понять о военных устремлениях государства». Сегодня Россия, традиционно для момента своего подъема, устремлена на то пространство, которое политологи называют Большим Ближним Востоком, а в Пентагоне – «аркой нестабильности». Для достижения политико-экономических целей в масштабах этой «арки» необходимо их адекватное военное обеспечение, одной из составляющих которой является 102-ая база. Но к этой проблеме мы еще вернемся.

Не буду употреблять термины «колонизации» или «ограничение суверенитета». Но, что касается желания Кремля еще крепче «пристегнуть» Армению к российской политической колеснице, то оно, безусловно, присутствует.

Во-первых, эту практику широко применяют американцы. К примеру, появление американского зенитного ракетного комплекса «Пэтриот» в небольшом польском городке Моронг в 80 км от российской границы имеет не столько стратегическое, сколько политическое значение.

Во-вторых, Армения – действительно не столь надежный российский союзник, как это декларируется политиками. Армянское руководство находится под прессингом диаспоры, которая обвиняла как СССР, так и Россию в «расчленении исторической Армении» согласно Карскому договору. И тот фактор, что Ереван все чаще смотрит на Запад, Москва, конечно, учитывает. Но не он являлся основным для изменения статуса базы.

А. Синицын: – Да, присутствие России на Южном Кавказе – это не вчера свершившийся факт. Мы видим ее возрастающий интерес ко всему пространству Большого Ближнего Востока. Это подтвердила сочинская встреча президентов России, Афганистана, Пакистана, Таджикистана, где была представлена серьезная экономическая программа, реализация которой требует значительного усиления роли Москвы в Центральной Азии. Отсюда планы укрепления российского военного присутствия в Таджикистане, включая полную модернизацию военно-воздушной базы в Айни. Вы рассматриваете изменение статуса российской базы в Армении именно в этом контексте?

А. Васяк: – Вне всякого сомнения. Москва сейчас создает оперативно-стратегические командования, (сокращенно ОСК) скажем так, поделенные по частям света – «Запад», «Север», «Юг» и «Восток». На ОСК «Юг» со штабом в Ростове-на-Дону будут замкнуты Северо-Кавказский военный округ, несколько гарнизонов в Приволжье и на Урале, воздушная армия, Черноморский флот, Каспийская флотилия и базы в Абхазии, Южной Осетии, Армении. Представим эту структуру в виде перевернутого треугольника и увидим, что 102-ая база является его острием, далеко выдвинутым вперед военным форпостом.

Перевооружение российских ВС, наращивание их боевого потенциала происходит именно в формате ОСК «Юг». Обратите внимание, Черноморский флот до 2020 года должен укрепиться 15 новыми фрегатами, не говоря уже о подводных лодках «Лада», вертолетоносцах «Мистраль» и пр. Если мы обозначим зону оперативной ответственности ЧФ, то она не ограничивается только Черным морем, а простирается на Средиземноморье, практически, до западного основания «дуги нестабильности». Кстати, в сирийском порту Тартусе дислоцируется пункт материально-технического обеспечения и временного базирования Черноморского флота.

Вся эта структура оперативно-стратегического командования «Юг» должна быть защищена даже более современными ракетными комплексами большой дальности, чем те, что уже сегодня размещены в Абхазии, и, что для нас главное, на 102-ой базе. Этим объясняется изменение ее статуса, а не горячим желанием россиян воевать на стороне Армении, к которой, кстати, Азербайджан никаких территориальных претензий не выдвигал.

А. Синицын: – Любой феномен, в первую очередь политический, не может иметь только негативную составляющую. Обязательно должен присутствовать и положительный фактор. В 1974 году, когда греческая хунта решилась на насильственный энозис, как называют в Греции присоединение к ней Кипра, многие мировые СМИ стали утверждать, что режим «черных полковников» теперь долго не удержится. И, действительно, военная диктатура в Греции скоро пала. Можно ли найти какое-то позитивное зерно в российско-армянском соглашении по 102-й базе в контексте азербайджанских национальных интересов?

А. Васяк: – Что ж, будем подходить к этой проблеме диалектически. Но сначала хочу напомнить, как в свое время блестяще объяснил первый Генеральный секретарь НАТО лорд Исмей рождение Североатлантического Альянса. По его формуле, НАТО создали, «чтобы держать Америку в Европе, Россию вне Европы, а Германию под Европой».

Конечно, Армению нельзя сравнивать даже с послевоенной Германией, но Армения агрессивна и никогда не отказывалась от территориальных претензий к соседям. Посмотрите, как громко звучат голоса тех политических и военных деятелей, которые призывают свое руководство нанести превентивный удар по Азербайджану.

В этой пропагандистской кампании видится не только бессмысленное кликушество, но и своеобразное понимание того, что против Армении работает множество факторов. Это – тяжелейшая демографическая ситуация, которая будет только усугубляться. Это – катастрофическое экономическое и военное отставание Армении от Азербайджана, которое уже невозможно преодолеть. Это – и другая политическая реальность, в которой сегодня реализуется процесс карабахского урегулирования.

Как у военного человека у меня не вызывает никаких сомнений, что в армянском Генштабе разработаны планы превентивной войны, которую не совсем верно называют превентивным ударом. Однако дело не в точности формулировок, а в том, что такой удар гипотетически возможно нанести только с территории Армении, но никак не на карабахском направлении.

И вот, после подписания соглашения по российской базе, оказывается, что у Армении полностью связаны руки. Куда больше «чем Германия под Европой» Армения сейчас находится под Россией. Новое российско-армянское соглашение начисто лишает Ереван возможности проявить малейшую самостоятельность, которая создала бы угрозу геополитическим планам Москвы, весьма далеким от учета армянских амбиций. Кто теперь, без разрешения из Москвы, посмеет нарушить соглашение и начать широкомасштабные боевые действия в Карабахе?

Всем известна американская база Гуантанамо на Кубе. Это не только тюрьма, но и крупный военный объект. Конечно, она находится во враждебном для США окружении. Но есть выход к бухте Гуантанамо, в которой могут пребывать до 50 судов одновременно.

А иностранные базы типа 102-ой, по идее, должны находиться на территории, контролируемой предсказуемым правительством, избегающим военной конфронтации с соседями. Иначе база просто не сможет функционировать. Поэтому, скорее Россия будет оказывать большее давление на Армению с целью освобождения оккупированных территорий, чем поддерживать некомфортный для реализации своих целей статус-кво карабахского региона.

Разговоры о военном участия России в карабахском конфликте не идут дальше примитивных пропагандистских штампов, предназначенных лишь для внутреннего пользования. Не думаю, что кто-то в политической элите Армении реально рассчитывает на возможность появления российских войск в Карабахе.

И потом, на варианты не рассчитывают. Их просчитывают. Может быть, заключая новые соглашения по российской базе, официальный Ереван не сумел просчитать для себя все его последствия, пролонгированные в будущее. А, может, глубоко завязнув в своих экономических и прочих проблемах, был вынужден принять «предложение, от которого невозможно отказаться».