«Задолго до этого момента, у меня на режиссерских курсах появились ученики из Баку, очень талантливые, ставшие впоследствии моими друзьями. Я говорю о Юлии Гусмане и Максуде Ибрагимбекове. Наша встреча произошла в начале 70-х годов, когда я уже снял «Не горюй!».
Как передает AZE.az, за 60 лет работы в кино Георгий Данелия снял 17 фильмов, которые зрители очень любят и разобрали на цитаты. «Осенний марафон», «Мимино», «Джентльмены удачи», «Не горюй!», "Я шагаю по Москве" – его фильмы называют комедиями. Корреспондент «Москва-Баку» решил не нарушать традиции, а предложил мэтру кинематографа поговорить о юморе в кино, ремейках, и о том, почему современные фильмы сложно сравнивать с советскими. Знаменитый режиссер вспомнил о поездках в Азербайджан и поведал как началось его знакомство с этой страной.
– Георгий Николаевич, какие новые азербайджанские фильмы вы недавно смотрели?
– Вы знаете, за последние десять лет я не видел новые азербайджанские и грузинские фильмы, к большому сожалению. Конечно, мне интересно, то что происходит в кинематографе этих стран.
Последний раз я приезжал в Баку на кинофестиваль еще в девяностые годы. Мне вручили тогда приз за вклад в киноискусство.
Задолго до этого момента, у меня на режиссерских курсах появились ученики из Баку, очень талантливые, ставшие впоследствии моими друзьями. Я говорю о Юлии Гусмане и Максуде Ибрагимбекове. Наша встреча произошла в начале 70-х годов, когда я уже снял «Не горюй!».
Приехал к ним в Баку посмотреть, как они работают над своими первыми фильмами. Вспоминаю, что жил тогда в гостинице на берегу моря и ходил в гости к Максуду. Окна его квартиры выходили на Каспий, а на балконе стоял самый настоящий штурвал. Создавалось впечатление, что ты плывешь на огромном корабле по морю. Время романтики…
– … и хорошего кино? Почему сейчас в российском кинематографе почти нет запоминающихся фильмов, особенно комедий?
– Я мало смотрю современные российские фильмы, если только их покажут по телевизору. Возможно, есть комедии, и неплохие, но мы о них не знаем. Говорю совершенно серьезно. Допустим, за определенный промежуток времени выпущено около 100 картин, я посмотрел три, поэтому не считаю себя вправе судить об остальных 97, которые не видел.
Вообще, сложно судить о том, хуже современное кино или лучше. Могу сказать о том, что сюжеты кинофильмов советского периода были более духовные, и это несмотря на все недостатки социалистического строя. В духовном отношении общество было богаче.
– С чем это связано?
– Интересы и ориентиры были другие. Никто в мире столько не читал, как в СССР. Главное богатство были книги, их покупали, доставали. Обладать редкой книгой являлось настоящим предметом гордости. Общество интересовалось кинематографом, театром. Когда выходил достойный фильм, его смотрели 40-50 млн человек. Сейчас, если кино посмотрит 500 тысяч человек – это успех.
– Как вы относитесь к ремейкам? Получается, что ремейк – это «повторение уже пройденного»?
– Не согласен с вами. Сняли режиссёр Яков Протазанов «Бесприданницу» и Эльдар Рязанов свой «Жестокий романс». Одно и то же? Нет. Таких примеров много.
Дело не в ремейках, а в их качестве. Я совершенно спокойно могу смотреть хорошие ремейки, одно другому не мешает.
– Шутки из ваших фильмов ушли «в народ». Пошутить так, чтобы было смешно нескольким поколениям, в чем здесь секрет?
– Есть люди с юмором и все, что вокруг них, им пропитано. Либо юмор есть, либо его нет. Режиссеров комедийных, как и людей с юмором вообще, не так много. Причем, не только у нас, но и в мировом кинематографе. Я уже 60 лет работаю в кино, на моем веку нас было таких трое: Гайдай, Рязанов и я. Сюда же можно добавить Аллу Сурикову. И все. Больше фамилий не назову.