Глава ООК: Минская группа виновна в том, что не вынуждает оккупанта освободить азербайджанские земли

Законопроект, предусматривающий запрет контактов с оккупантом, правильный и должен быть принят, считает председатель ООК.

Как сообщает AZE.az, в Милли Меджлисе Азербайджана обсуждается проект закона «Об оккупированных территориях», в котором, помимо прочего, в случае принятия закона предусматривается запрет на контакты общественных организаций и частных лиц с армянами. Сотрудничество и общение с армянскими частными лицами и организациями будет разрешено только государству, и то лишь для ведения переговоров об освобождении захваченных земель.

Председатель общественной Организации Освобождения Карабаха Акиф Нагы ответил на вопросы «Новости-Азербайджан».

– Первыми, причем очень давно, требование о запрете всяческих контактов с оккупировавшей азербайджанские земли стороной выдвинула ООК. Вас обвиняли за это. И вдруг с точно такой же инициативой выступил проправительственный депутат ММ. С чем это связано?

– Трудно ответить на ваш вопрос. Действительно, власть постепенно приходит к пониманию того, что ООК была права. Требование запретить контакты с армянами, как оккупантом азербайджанской земли, прозвучало на первом съезде ООК в январе 2000 года, и, как видите, в 2013 году в ММ стали обсуждать законопроект с именно таким положением. В свое время мы предлагали проводить в средних школах уроки по военному делу, и теперь такие уроки проводятся. Несколько лет мы требовали учреждения Дня флага, наша молодежь поднималась на парашютную вышку в Приморском парке и укрепляла на ней азербайджанский флаг. Теперь праздник Дня национального флага узаконен, и считается государственным. Мы всегда выдвигали свои требования исходя из реалий, а не из конъектурных целей.

Возможно, власть учитывает участившиеся визиты иностранцев, дипломатов, деятелей культуры на оккупированные территории, несмотря на занесение их в азербайджанский «черный список», и хочет узаконить более строгое отношение к оккупантам со стороны Азербайджана. Не знаю, что двигало законодателями, но законопроект правильный и должен быть принят. Особенно в части, касающейся контактов с армянами. Не надо искать в этом другую подоплеку.

Армяне считают, что победили в «горячей» фазе войны, захватили наши земли и теперь ведут дело к узакониванию захвата территорий, в первую очередь, посредством «народной дипломатии», через контакты общественных организаций, а также посредством официальных структур. Мы должны в обязательном порядке помешать армянам.

– Следовательно, к выдвижению этого законопроекта подвигли нас армяне с их неуступчивостью в карабахском переговорном процессе и безынициативность Минской группы ОБСЕ?

– Считаю, что Минская группа виновна в том, что не вынуждает оккупанта освободить азербайджанские земли, не заняла объективную позицию. С другой стороны, Армения не идет на конструктивизм в переговорах. Следовательно, Азербайджан вынужден занять принципиальную позицию.

– В обществе обсуждается также возможность перевода азербайджанского законодательства на военный лад, для подготовки к войне за освобождение захваченных территорий, и давление на международные организации, чтобы предупредить их о намерении АР решить вопрос силой.

– Мне кажется близким к истине второй вариант. Мы бы очень хотели первого варианта, но, к сожалению, я не вижу признаков подготовки к войне. Мы хотим именно военного решения конфликта и строим свою деятельность в этом русле.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20 процентов территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению Нагорно-Карабахского региона и других оккупированных территорий до сих пор не выполняются Арменией.

В результате оккупации территории Азербайджана около миллиона граждан страны стали вынужденными переселенцами и беженцами.