Дипломаты и эксперты рассказали о Евросоюзе, Евразийском союзе, роли США в интеграционных процессах, а также о передстоящем саммите в Вильнюсе.
Как передает AZE.az, саммит «Восточного партнерства», который пройдет в Вильнюсе 28-29 ноября, должен был стать историческим событием: ожидалось, что Украина, подпишет на нем Соглашение об ассоциации, которое предполагает в числе прочего создание зоны свободной торговли. Однако Украина еще не выполнила всех условий Евросоюза – основным препятствием к подписанию соглашения является «избирательное правосудие», в частности, в отношении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко.
Об этом пишет Голос Америки.
Позиция прочих бывших советских республик, которые не являются членами Евросоюза, также является неоднозначной. Несмотря на утверждение некоторых дипломатов, что зоны свободной торговли ЕС и СНГ вполне могут сосуществовать, сторонники и противники интеграции требуют у руководства определиться с курсом: Евросоюз или Евразийский союз?
В Вашингтоне также проявляют интерес к предстоящему саммиту: в четверг сенатский комитет по иностранным делам провел слушания, посвященные «Восточному партнерству», а заместитель госсекретаря по европейским и евразийским делам Виктория Нуланд передала две недели назад президенту Виктору Януковичу письмо от госсекретаря США Джона Керри с призывом об интенсификации отношений Киева и Вашингтона в случае удачного результата встречи в Вильнюсе.
Выступая на мероприятии вашингтонского фонда «Наследие» (Heritage) послы Украины, Грузии, Азербайджана и Литвы обрисовали позиции своих стран в преддверии саммита.
Посол Украины Александр Моцик заявил, что он верит в то, что соглашение между его страной и ЕС все же будет подписано, поскольку оно «выигрышно для всех».
«Это наша мечта – присоединиться к Евросоюзу, и подписание этого соглашения будет чем-то вроде первого шага, – сказал дипломат. – Это будет выигрышно для Европы, США, наших друзей на постсоветском пространстве, потому что наш успех – это их успех, и наоборот. Это стратегическое решение для всех, и мы настроены оптимистично. Если Вильнюсский саммит будет успешным, «Восточное партнерство» будет успешным».
Арчил Гегешидзе, посол Грузии в США, сказал, что его страна намеревается подписать подобное соглашение в следующем году, и что Грузия остается верна своему прозападному политическому курсу и намерена реализовать план по экономической и политической интеграции в институты Евросоюза. «То, что произойдет в Вильнюсе, будет определяющим для Евросоюза и его соседей, это будет началом новой фазы», – сказал он.
В следующем году Евросоюз, вне сомнения, будет пристально наблюдать за внутриполитической обстановкой в Грузии, в частности, насколько корректным будет общение нового президента Георгия Маргвелашвили с оппозицией внутри страны.
Посол Азербайджана в США Элин Сулейманов заявил, что его страна сосредоточена на «стратегическом будущем», и не стремится подписывать соглашения «ради подписи».
«Азербайджан является консервативным переговорщиком, – сказал Сулейманов. – Быть независимой нацией – означает, в том числе, брать ответственность за свои решения. Мы не собираемся вести переговоры два года с тем, чтобы в последний момент изменить свою позицию. Если мы подписываем соглашение – значит, это является нашей позицией. Нам очень важна позиция Европы по поводу территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Мы очень ценим Восточное партнерство, но по некоторым вопросам у нас имеются расхождения».
Позицию бывших союзных республик, вступивших в Евросоюз в 2004-м, представлял на мероприятии «Наследия» посол Литвы в США Зигимантас Павилионис. По его словам, подписание Литвой Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в 1995-м году сделало возможным «чудо» – в частности, резкий экономический рост страны и эффективные реформы.
«Вы заручитесь помощью лучших экспертов в Брюсселе, у вас будут деньги для реализации реформ, – заявил дипломат. – Из всех возможных сценариев они порекомендуют вам лучший. Это, в частности, вопрос суверенитета – если вы реально хотите быть свободной нацией – речь идет о консолидации вашей независимости».
Павилионис выступил с критикой предлагаемой Россией альтернативы.
«Евразийский союз – это политический проект. Это вопрос не только рынка, но доминирования, – сказал Павилионис. – У нас есть две альтернативы: либо Европа со свободным рынком, демократией и человеческим достоинством, либо национализм и нарушение прав человека. Янукович может сделать выбор за нас всех и за Европу. Я надеюсь, что эта великая страна продемонстрирует лидерство и примет это стратегическое решение, и через несколько дней мы все сможем это отпраздновать».
Павилионис подчеркнул, что противовесом российскому давлению будет служить европейская и американская солидарность. «Мы уже видели русские танки на улицах, экономическую блокаду. С партнерами, которые реагируют таким образом на твой свободный выбор, нет будущего. Что касается Евросоюза, речь не идет о требованиях, но о диалоге – чем больше ты делаешь, тем больше ты получаешь, – продолжил Павилионис. – Мы ждали пять лет, пока не получили статус кандидатов. Вам нужно проявить терпение. Страны соревнуются за внимание и поддержку, но если ты достаточно хорош – ты их получишь».
Дипломат подытожил, что, по его мнению, если решения по Украине не будет в этом году, то вряд ли Соглашение будет подписано в следующем году. «У вас есть серьезный шанс, и на него остается всего несколько дней», – сказал он.
Какую роль в интеграции восточноевропейских стран в Евросоюз могут или должны играть США? По мнению Питера Дорана, эксперта Центра анализа европейской политики (Peter Doran, Center for European Policy Analysis), нынешней американской администрации не хватает долгосрочной стратегии в регионе. «Подобная стратегия помогла бы сбалансировать наши сокращающиеся ресурсы с четко поставленными целями, и дала бы понимание, чем мы готовы поступиться при принятии определенных решений, – сказал эксперт. – Наша смена курса на Азию посылает тревожный сигнал нашим союзникам в Восточной Европе. Если мы оставим этот регион – какова будет цена возобновления нашей стратегической вовлеченности, если он будет не таким спокойным, как сегодня? Цена явно будет выше, чем та, которую мы бы заплатили, если бы мы не переставали им заниматься. И когда в Пентагоне говорят, что «мы будем продолжать работать с Россией над сферами совместных интересов» – когда садишься и составляешь реальный список этих самых «интересов», на проверку он оказывается достаточно коротким».
Ариэль Коэн, ведущий эксперт фонда «Наследие», считает, что без Украины Евразийского союза не будет. По его мнению, политика России за последние девять лет резко изменилась. «В 2004-м году, Владимир Путин говорил, что Россия не против вступления бывших союзных республик в Евросоюз – в отличие от членства в НАТО. Однако девять лет изменили политический курс России. Россия тормозит украинский экспорт, используя в числе прочего, ветеринарный контроль, Молдова запугана – во время визита в Кишинев вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал: «Надеюсь, вы не замерзнете». В Европе, мы наблюдаем жесткую риторику, которая напоминает нам мрачные периоды прошлого. Россия грозит остановить поставку оружия Армении, создавая новые разломы: возможную интеграцию Грузии и Азербайджана в Евросоюз и Армении – в Евразийский союз», – сказал эксперт.
По мнению Коэна, отсутствие американского лидерства в этом регионе и растущая активность России могут привести к «потере геополитических ценных объектов, необходимых для стабильности Европы». «Это наша задача – сохранить двусторонний диалог, гарантировать то, что запугивание не пройдет, и предпринять усилия для поддержки независимости наших союзников, – сказал Коэн. – Речь идет о продолжении политического курса, которого придерживались американские президенты, начиная с 1992-го года».