«Голос России»: азербайджанцы подозревают Тегеран в попытках экспорта «исламской революции»

Рост напряженности на стыке границ Турции, Сирии, Ирана и Ирака напомнил об углубляющихся противоречиях в непростом регионе, к которому непосредственно примыкает не менее взрывоопасный Южный Кавказ.

Как сообщает AZE.az, на сайте «Голоса России» размещена статья «Кавказский круг проблем», которая повествует о том, что «непростые отношения между государствами Ближнего и Среднего Востока влияют в том числе и на положение дел на Кавказе. Самым нежелательным сценарием стало бы соединение взрывных потенциалов двух соседних регионов».На днях Европейский центр стратегической разведки и безопасности (ESISC) опубликовал доклад на тему “Армяно-иранские отношения”.

В нем отмечается, что на Южном Кавказе всё отчетливее проявляется тенденция политико-идеологического и экономического размежевания.Действительно в последнее время на Южном Кавказе обозначается процесс формирования непростого баланса сил: Азербайджан, Грузия, Турция, США и “примкнувший к ним” Израиль – с одной стороны. С другой – Иран и Армения.

Это еще не военные блоки, но уже явно противостоящие друг другу группировки.”Конечно, пока рано говорить о блоковом расколе в этом регионе, – считает директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. – Но, несомненно, мы являемся свидетелями воздействия разновекторных сил на субъекты кавказской политики, заставляющего их втягиваться в различные альянсы.

Причем векторы региональной политики каждого из южнокавказских государств определяются множеством факторов, порожденных особенностью двусторонних и многосторонних отношений, в том числе с Россией, Соединенными Штатами, Ираном, Турцией”.В сложнейшем кавказском конгломерате военных, политических, экономических, этнических и религиозных проблем Иран занимает одно из центральных мест. Не в последнюю очередь взаимоотношения с Исламской Республикой определяют политику и Еревана, и Баку, и Тбилиси.На первый взгляд, союз между подчеркнуто христианской Арменией и Исламской Республикой может показаться не совсем естественным.

Однако реальная политика диктует свои приоритеты. Для практически блокированной Армении этот союз является способом обхода политико-экономических санкций, применяемых Азербайджаном и Турцией.

Тегеран и Ереван на сегодняшний день заключили более 30 различных соглашений и договоров. Иран обеспечивает Армению электроэнергией, газом и нефтью, строит новые дороги.

Особые отношения с Ереваном весьма полезны и для Тегерана: они облегчают ИРИ международный санкционный пресс и объективно выступают противовесом азербайджанской политике по сближению с США и Израилем.В свою очередь, в Азербайджане не устают упрекать иранцев в односторонней политике на Южном Кавказе. По мнению замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, “именно поддержкой Ирана обусловлена непоколебимая позиция Армении в нагорно-карабахском переговорном процессе”.

Кроме того, азербайджанцы подозревают Тегеран в попытках экспорта “исламской революции” иранского образца. В Баку открыто говорят, что в Азербайджане действует разветвленная сеть иранских агентов влияния и шпионов.В ирано-грузинских отношениях тоже не все гладко.

Иранское руководство постоянно выражает беспокойство развитием военного присутствия США в регионе. По мнению Тегерана, Тбилиси является союзником Вашингтона на Кавказе и, таким образом, сотрудничество Грузии с Западом напрямую связано с безопасностью Ирана.Если к этому добавить разнонаправленные влияния на Южно-Кавказский регион со стороны других игроков, в том числе США, Турции и Израиля – то смесь получается поистине взрывоопасная.

Обозначившиеся в 90-е годы многочисленные конфликты на Южном Кавказе (в первую очередь – между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха) пока относятся к категории “спящих”. Однако общее повышение нервозности в регионе, похоже, уже готово их “разбудить”.

Участились сообщения о вооруженных инцидентах на линии прекращения огня в Карабахе. Ужесточается тон высказываний политиков.Складывается впечатление, что любые неосторожные действия на Среднем Востоке моментально запустят остановившиеся до поры до времени шестерни кавказских конфликтов.

Но может получиться и наоборот – при каких-то обстоятельствах кавказские государства рискуют стать плацдармом для “большой войны” в регионе. Сейчас, например, США и Израиль явно стремятся использовать Азербайджан и Грузию в своих планах противостояния с Ираном.

Впрочем, где бы ни раздался первый выстрел, взорвется в итоге весь регион. Сейчас политикам как никогда требуются выдержка и хладнокровие..