Ежедневно в мире происходят десятки крупных сделок по купле-продаже компаний или какой-то части (доли) их, многие из которых решаются легко и быстро, без особого шума. Иногда эти сделки отменяются по тем или причинам, скажем, из-за экономической неэффективности или политических соображений. И совсем редко сделки затягиваются на годы из-за капризов одной из ее сторон, что наблюдается в истории соглашения Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) с греческой стороной о покупке 66% долевого участия в DESFA.
Как сообщает AZE.az, эта громкая скандальная история хорошо известна азербайджанскому читателю, пишет haqqin.az. SOCAR в декабре 2013 года стала победителем тендера по продаже 66% долевого участия в DESFA за 400 млн. евро. Но примерно через год, а именно в ноябре 2014 года, Еврокомиссия начала расследование по вопросу соответствия этой сделки регламенту ЕС.
Еврокомиссию беспокоил вопрос о том, что SOCAR одновременно будет снабжать Грецию газом по Южному газовому коридору, являясь в то же время владельцем сети газопроводов в этой стране. А это уже противоречит антимонопольным законам Евросоюза. Если помните, то именно по этой причине она в свое время отказала и в прокладке российского «Южного потока», так как Москва хотела прокачивать свой газ по собственной трубе. Так она могла превратиться в газового монополиста, что недопустимо с точки зрения безопасности, в том числе и энергетической. Долгие расследования и обсуждения вынудили SOCAR согласиться на продажу 17% акций DESFA третьей стороне.
Казалось бы, все проблемы решены – азербайджанская компания не будет владеть контрольным пакетом акций греческого оператора газопроводов, потеряв возможность стать монополистом на этом рынке. Если в Азербайджане это ей позволено, то в Греции ЕК такого не допускает. Правда, непонятно, как же стороны этой сделки смогли допустить такой промах и пойти наперекор требованиям ЕС ранее.
Все эти формальности отняли много времени, в Греции появилось новое правительство, которое пытается решить все свои экономические проблемы не совсем честными путями. Возможно, этому способствует тот глубокий кризис, который уже много лет преследует эту страну.
Мы уже не раз писали, как греческое правительство пыталось разными способами нажиться на азербайджанских проектах, в частности, не прокладке газопровода ТАР. Но это, оказывается, были лишь цветочки, теперь Афины пошли еще на один шаг, который может поставить под угрозу сделку с DESFA. Трудно поверить, но правительство внесло в парламент проект закона о внесении изменений в тарифы на газ. Ход настолько коварный, что ставит под угрозу соглашение с SOCAR в целом.
Представьте себе, что в новом законопроекте предлагается рассчитывать тарифы на газ задним числом. То есть, ныне действующие механизмы расчета тарифов хотят заменить на новый механизм, чтобы увеличить действующие тарифы, что требуют условия соглашения.
Вроде бы все нормально, тарифы повышаются, как этого и добивалась азербайджанская сторона. Но беда в том, что эти механизмы, хоть и приведут к определенному росту тарифов, но не позволят повысить их в такой степени, чтобы это было выгодно SOCAR. Ожидания Госнефтекомпании не оправдываются, покупка акций DESFA становится невыгодной с коммерческой точки зрения. То есть, предложенные греческим правительством меры по упорядочению газовых тарифов делают покупку DESFA бессмысленной.
SOCAR, конечно, в бешенстве, она призвала правительство Греции отозвать проект закона о внесении изменений в тарифы на газ. Греческий представитель компании Анар Мамедов проводит сложные переговоры в Минэнерго этой страны. Понять их легко, ведь после вступления в силу новых поправок стоимость греческой компании и ее будущая рентабельность резко снизятся. Но добиться чего-то азербайджанцы пока не могут. SOCAR обещает уточнить свою позицию после того, как греческий парламент вынесет решение по данному законопроекту.
Какое решение вынесет парламент, сказать трудно. Но уже сегодня известно, что правительство Греции не собирается возвращать этот законопроект на доработку и вновь обсуждать его. Оно считает, что этот закон позволит снизить расходы на энергию и защитит греческого производителя и промышленность.
А как быть с единственным пока инвестором в эту сферу в лице SOCAR? Ведь продать после этого свою 17-процентную долю компания вряд ли кому сможет, а ЕК на других условиях работать ей не позволит. И непонятно, что предпримет азербайджанская компания, которая уже понесла немалые финансовые издержки, не говоря о потерянных усилиях и времени.
Многие видят в таком шаге греческой стороны действие третьих сторон, у которых здесь свои интересы. Не исключено. Но главный фактор, думается, заключается в интересах самой Греции.
Страна уже как-то справляется с тем глубоким кризисом, который вынудил ее в свое время пойти на многие уступки международным финансовым институтам, добившихся однозначного признания их условий. Самые большие трудности у нее остались позади. И теперь она задумала сыграть с относительно слабым игроком – Азербайджаном.
Подобное заигрывание с ТАР провалилось – проект оказался международным, с его условиями игры невозможны. А вот SOCAR ей может оказаться по зубам, к тому же, видимо, в подписанных двусторонних соглашениях греки нашли зацепки для проталкивания своих предложений. В итоге же мы сталкиваемся со знакомой картиной, когда бедные партнеры стараются выбить из зажиточного Азербайджана миллионы, в которых они нуждаются.