Грузинский эксперт: пока не сменятся минимум два поколения, примирение армянского и азербайджанского народов невозможно

Грузинский политолог прокомментировал дальнейшее развитие событий вокруг нагорно-карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, политолог, главный редактор информационно-аналитического агентства Грузинформ Арно Хидирбегишвили в интервью агентству Новости-Азербайджан подчеркнул, что ждать прогресса внагорно-карабахском конфликте очень сложно.

– Как известно, недавно в Сочи прошла встреча трех президентов по урегулированию карабахского конфликта. Но ощутимого прогресса добиться не удалось. С чем это связано?

– А что Вы подразумеваете под «утешительным ощутимым прогрессом»?! Безоговорочный вывод армянских войск из Карабаха, признание Конфедерации Карабаха в составе Азербайджана, беспрепятственное возвращение беженцев в Нагорный Карабах и в район Баку – Арменикенд, где много лет компактно и счастливо проживали армяне?! Время политиков, которые думают подобным образом, истекло, и, если таковые еще имеются, мне их искренне жаль.

А реальность такова: пока не сменятся, минимум, два поколения (это 40-50 лет приблизительно), примирение армянского и азербайджанского народов невозможно. Если у кавказца погиб сын, или дочь, родители, или супруга – ему наплевать на высокую политику: он не помирится с теми, кто это сделал, вне зависимости от нации, пока или сам не умрет, или не постареет настолько, что его голос не будет слышен. Почти половина (20 лет после карабахской трагедии) уже прошла, поэтому советую обеим сторонам не делать опрометчивых шагов и не продлевать этот срок еще на столько же.

На глазах у всех – живой пример Грузии: конфликт с осетинским населением Цхинвальского региона был, практически, исчерпан, пока горе-вояки, начиная с Ираклия Окруашвили, не начали применять силу. В результате – признание РФ независимости Южной Осетии и Абхазии и потеря Грузией 20% своей территории. Поэтому, учтите: военного решения конфликтов на Кавказе не существует – оно заранее обречено на провал, и приведет лишь к новому, еще более масштабному и кровопролитному, конфликту.

Скажите, а разве не ощутимый результат, что президенты России, Азербайджана и Армении – Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян – по итогам переговоров в Сочи 5 марта с.г. приняли совместное Заявление по нагорно-карабахскому урегулированию, в частности – договорились «завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными», «решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ», а также «отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования и договорились их продолжить в таком формате, в дополнение к работе сопредеседателей Минской группы ОБСЕ»?!

Разве это не разработка мер взаимодоверия, не практическая плоскость, куда, пусть с восьмой попытки, перешли переговоры? Кто хочет переговорного процесса, то бишь мирного решения, должен иметь терпение и умение их вести, быть политически зрячим и реально привязывать предмет переговоров к настоящему времени/ситуации, а реваншистам за столом переговоров не место.

– Как вы оцениваете посреднические усилия РФ в этом конфликте?

– Членами ООН, если не ошибаюсь, являются 192 государства. А теперь давайте уберем Россию и представим, что посредником является любой из них – начиная от Барака Обамы и кончая полковником Кадафи. Вопрос: чем бы закончилась 8-ая встреча по Карабаху, если бы она проходила не в Сочи, а в Вашингтоне, и посредником был бы не Медведев, а Обама? Или во Франции – Саркози? В Берлине – Меркель? В Италии – Берлускони и т.д.? Извинениями сторон, признанием своих ошибок, возвращением территорий, и всеобщим армяно-азербайджанским братаньем?! Да вряд ли…

Хочет Россия, или не хочет – Россия организует эти встречи, и без доброй воли двух противостоящих сторон тут никаких подвижек не будет. Россия посадила Азербайджан и Армению за стол переговоров, и этот стол был далеко не пустым.

А если чисто прагматически, то:

– Версия №1 – России выгодно поддерживать статус-кво в зоне конфликта, чтобы не дать вновь разгореться еще одному конфликту на Кавказе.

Версия №2 – России не выгодно поддерживать статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта, но она делает это, исходя из собственных обширных дальнейших интересов.

Поясню: не исключено, что при возникновении определенной ситуации в мире (в контексте Ближневосточных проблем, коллективной безопасности Европы, перспектив партнерства держав против различных угроз – будь то ядерное оружие, наркотики, терроризм, или совместные действия по принятию экономических санкций против кого-либо), Россия положит этот самый статус-кво на чашу весов в качестве довеска в процессе решения куда более глобальных, я бы даже сказал, концептуальных проблем нового мирового порядка. И нагорно-карабахский конфликт будет разрешен в комплексе с другими проблемами.

– Постоянные неудачи в ходе переговорного процесса приводят к тому, что уже не только в Азербайджане, но и зарубежные эксперты прогнозируют возобновление боевых действий между Азербайджаном и Арменией в ближайшие два-три года. Как Вы относитесь к такому сценарию развития ситуации?

– Вполне вероятен, причем – в любой момент. Президенты Азербайджана – отец и сын Алиевы – много раз удерживали ситуацию на грани новой войны, подавляя постоянно крепнущую радикальную оппозицию (тандем генералов и политиков) и попытки военных переворотов, но это становится все труднее с каждым годом. Тем более что военная мощь Азербайджана увеличилась кратно. Однако военного ресурса для окончательного решения карабахской проблемы у Азербайджана нет и сейчас.

Повторяю – президент Азербайджана Ильхам Алиев, сын Гейдара Алиева – это дальновидный политик, и далеко не «ястреб», понимающий, что новая война с Арменией чревата не только катастрофой для Азербайджана, но и для его семьи. Однако в Баку реально может сложиться ситуация, которую он не в силах будет удержать…

И не надо забывать, что Армения тоже эти 20 лет не сидела «сложа руки», и тоже увеличила численность своих вполне боеспособных армий, особенно карабахской, боеспособность которой вряд ли отрицает даже Баку; не стоит забывать о помощи со стороны армянской зарубежной диаспоры, и 5-ти или 6-ти батальонах добровольцев, которые в случае возобновления войны туда могут прибыть из США и Сербии.

Да, не имея превосходства в воздухе, войну не выиграть, а у Азербайджана есть истребители и бомбардировщики, то есть – превосходство в воздухе. Но Армения, не имея возможности ответить симметрично в воздухе, максимально усилила свою систему ПВО; не стоит сбрасывать со счетов и фактор горного ландшафта – по равнине новоприобретенная техника пойдет вперед, но как начнутся горы, тут у азербайджанской армии начнутся осложнения.

В итоге – вынужденные «ковровые» бомбардировки, гробы в обе стороны, ни победы, ни поражения. И никто туда «разводящим» не войдет – ни Россия, ни, тем более, США, которые после Ирака и Афганистана даже в Ливию входить остерегаются, несмотря на абсолютную не весть какую боеспособность ливийской армии.

А трубопроводы, которые идут из Азербайджана через Грузию?! Посмотрев на карту, из Баку до Тбилиси они идут параллельно, почти рядом, и в случае боевых действий они окажутся под ударом – будь это «случайной» бомбой или «шальной» ракетой, тротиловым взрывом, организованным диверсионной группой или десантом, артиллерийской атакой в Мингечаурском направлении. Пойди потом, разберись, кто и что это было (а ведь по прямой от театра военных действий до труб – несколько десятков км.).

Могу продолжить рисовать эту невеселую картину, но я – не баталист, а публицист и журналист, поэтому закруглюсь и констатирую: да, Россия создает условия для мирного переговорного процесса, но военные действия вполне возможны и это будет означать, как минимум, еще 20 лет «паузы» после прекращения очередного кровопролития.