Имидж независимой Грузии в мире остается одним из примерных в вопросе толерантности и плюрализма. В истории независимой Грузии не существовали серьезных конфликтов на почве межрелигиозных противоречий, и государство всегда старалось решать те проблемы, которые были причиной недовольства религиозных меньшинств, и что могло быть поводом внести в общество межрелигиозные разногласия. Но были периоды, когда выплескивались наружу элементы ультранационализма.
Проявление подобных настроений в Грузии привели к межнациональным конфликтам, переросшихся в вооруженное противостояние – братоубийство. Пример – Абхазия. Причем ультранационализм был свойственен обеим сторонам конфликта, и неважно, кто первым, а кто вторым проявлял ее. Ведь итог один – война, в котором пострадало единое общество, государство, пролита кровь с обеих сторон.
Понятно, что причиной тому были различного рода провокации и «подрывная» деятельность спец .служб государств, не желающих развития Грузии как самостоятельного государства. Если причиной тому была провокация против народа, не имеющего достаточного опыта в подобных злых умыслах и жаждущего независимости своей Родины, вырванной из «пасти» насильно загнавшей в себя Империи, то опять же все можно свалить на само государство, которое должно было учесть все предпосылки конфликта и принять соответствующие меры. Но при этом вина смягчается лишь отсутствием данного опыта и сильных развитых государственных институтов в то время.
Логическое суждение ведет к тому, что горький опыт грузинского общества спустя 2 десятилетия в подобных ситуациях должен привести к осознанию опасности проявления ультра национальных, и тем более ультрарелигиозных настроений. И долгие годы опыт обогащался.
Невзирая не на что, грузинский народ смог построить сильное, развивающееся государство. Империя развалилась, но не исчезла. Большой сосед снова и снова испытывал Грузию на твердость в самых слабых местах, и от отчаяния прибегнул к пути открытой военной агрессии против своего «БРАТА»- ЕДИНОВЕРЦА. Но Грузия сохранила свою независимость, и суверенитет не пал.
Сегодня можно с гордостью признать, что мы имеем сильное состоявшееся государство. Казалось бы, грузинское общество набралось достаточного опыта не повторять старые ошибки и, тем более, не допускать новых. И вдруг, как гром среди ясного неба, государство потягается на самое святое для больше полумиллиона своих граждан – мусульман.
Государство под ничтожным предлогом и в грубой форме 26 августа проводит демонтаж минарета мечети в селе Чела Адыгейского муниципалитета. (Для более ясного осознания случившегося добавлю, что данный варварский акт подобен тому, что если бы, в мусульманской стране власти демонтировали бы с церкви колокол или же крест на куполе).
Правоохранительные органы обосновывали тем, что якобы минарет был сооружен без санкции местных властей, и строительные материалы, которыми был построен минарет, не проходили таможенный осмотр в соответствии с законом. Служба доходов министерства финансов Грузии заявило, что демонтаж был произведен с целью проверки веса конструкции и его товарного кода. После этого ведомство пообещало восстановить минарет.
Между Грузией и Турцией подписан договор о свободной торговле, что освобождает товар от уплаты таможенной пошлины. Вопрос уплаты НДС тоже не уместен ввиду того, что строительство мечети является инвестиционным вкладом и, следовательно, сумма, уплаченная в виде НДС на таможне, должна быть возвращена плательщику. Так что причина о налоговых нарушениях при ввозе металлоконструкций минарета, не что иное, как «высосанное с пальца». И если в итоге физический НДС равняется нулю, каков резон поднимать ажиотаж в вопросе нарушения налогового законодательства в виде неправильного декларирования данного товара?!
Мусульмане, часть христианского населения и неправительственные организации Грузии в знаки солидарности возвышают голос возмущения. Повсюду различные вопросы. Но нет главного вопроса – Какова истинная цель?
Ранее были случаи дискриминации и нарушения свободы религиозных меньшинств – мусульман, со стороны определенных религиозных организаций. Один из примеров: в 2009 году члены Союза православной общины им. Давида Агмашенебели и Союза православных родителей воспрепятствовали реставрации мечети в селе Фахрало Болнийского муниципалитета, построенный в 1905 году.
В данном вопросе обвинялось государство, исходя из конституционных прав и свобод граждан, и обязанностей государства защитить их. И государство выступило в роли посредника для улаживания данного конфликта. К счастью, конфликт был исчерпан. При этом, следует отметить, что государство обязано было, исходя из всех правовых норм, строго воспрепятствовать нарушениям закона. Тут и мусульмане отнеслись с уважением и пониманием, дав властям возможность во времени решить данную проблему мирно и без эксцессов.
Такие случаи посредничества государства в решении межрелигиозных противоречий имели место не раз. И это понятно. Но, тут ситуация кардинально иная. Государство само открыто посягнулось на религиозные чувства своих же граждан – мусульман, и даже принимает физическую силу.
Мусульмане Грузии с огромным уважением относятся к Патриарху страны, так как этот великий человек внес и вносит огромный вклад в развитие духовности граждан, а значит и добра в сосуществование и человеческого взаимоотношения.
Творение благих дел в развитие и укрепление христианства соответствует главной основе трех религий (Иудейство, Христианство и Ислам) – Единобожию. И мусульманство никак не может отрицать данный факт. Исходя из этого, мусульмане с надеждой и доверием относятся к Духовному Лидеру Грузии. К глубокому сожалению мусульман Грузии, грузинская патриархия ограничилась официальным заявлением по поводу инцидента в селе Чела. В своем заявлении Грузинская Патриархия говорит об определенных силах, которые желают представить факт демонтажа минарета в селе Чела как оскорбление религиозных чувств мусульман Грузии.
Парадокс в том, что данные действия исходят от правительства Грузии под предлогом, подобным негласному правилу: «Был бы человек – статья найдется». Очевидно то, что напрямую действует власть без посредника, и если есть «определенные силы», то где их искать? За рубежом или за ВЛАСТЯМИ?
Министр юстиции – Теа Цулукиани, считает демонтаж минарета неприемлемым явлением. И при этом заявляет, что рано или поздно в Грузии встанет вопрос — быть или не быть в стране минаретам. По мнению министра, вопрос минаретов в каждой стране решается своеобразно, и намекает на проведение референдума. Министр государства целенаправленно наводит общество на идею референдума, сама прекрасно осознавая, что этот шаг несправедлив и лишает возможности данным путем отстоять свои права мусульманам, являющимся меньшинством в Грузии и, чисто математически, не имеющих шанса на отстаивание своей свободы на референдуме. Данное заявление само по себе является ущемлением интересов граждан, желающих в своем же доме молиться Единому Богу в рамках своих религиозных обрядов и в своей молельне.
Все прекрасно понимают, кто является автором идеи, кто заказчиком и кто исполнителем. И на главный вопрос в данной целенаправленной политике никто не ищет ответа: Какова главная цель?
Мы подошли к той грани, перейдя которую Грузия может оказаться перед огромной опасностью разделения общества, что способно привести к необратимым последствиям, вплоть до братоубийства и территориальных разделений. Ведь автор подобной идеи, вполне возможно, проверял общество на прочность, скажем «экспериментировал» и те выводы, к которым он пришел, могут быть достаточно опасны для общества.
Этот волшебный круг остается на поверхности, и распутать этот запутанный клубок – обязанность патриотов, которые осознают, что Грузия перед серьезной опасностью. И повторный подобный необдуманный шаг в более подходящем регионе страны способен вернуть Грузию в хаос с необратимыми последствиями.
Рамин Байрамов
Клуб Реформаторов, специально для AZE.az