Гудси Османов: В Азербайджане к русским относятся как к своим

Издание «Российская газета» публикует интервью с заместителем посла Азербайджанской Республики в Российской Федерации Гудси Османовым.

Как передает AZE.az, издание пишет, что встреча с Гудси Османовым состоялась в Баку во время Международного гуманитарного форума, собравшего сотни ученых, политиков, общественных деятелей и других известных и влиятельных людей со всего мира. Многие из них с изумлением открывали для себя Азербайджан и его невероятную столицу, подчеркивает «РГ». Перемены, произошедшие в Баку за последние годы, для стороннего наблюдателя выглядят настоящим чудом.

– Гудси Дурсунович, все-таки ответьте, каким образом всего за пять-семь лет можно, как говорят в Баку, превратить черный город в белый?

– Мне думается, все дело – в правильной концепции государственного устройства, его политики и экономики. Она создает базис для масштабного обновления страны во всех сферах. Мы хорошо живем не потому, что хорошо работаем, а потому что нами хорошо управляют. Результат правильного управления государством – это в том числе и нынешний облик Баку.

– Гуляя по Баку, я вижу хороший европейский город с широкими улицами и невероятной многокилометровой набережной. Но они пусты. Где люди, для которых все это строится?

– Сегодня будний день. Улицы будут заполнены в субботу и воскресенье. А сейчас каждый занят своим делом. Школьник учится в школе, студент – в вузе, взрослые – работают. Благо есть где – с каждым годом у нас появляется все больше рабочих мест. Люди при деле, и это замечательно. Вы же не видели на улицах бомжей или мужчин, которые праздно сидели бы дни напролет в чайханах…

– А еще я не видела мечетей на каждом шагу и женщин в хиджабах. Некоторые районы Питера выглядят куда более мусульманскими, чем Баку.

– Здесь это не принято. Азербайджан – светское государство. И что немаловажно, само общество очень светское, современное. Сейчас модно говорить о Баку как о европейском городе. Но с удовольствием воспринимая европейские ценности, мы сохраняем основы азербайджанской культуры. И делаем это деликатно. Взгляните хотя бы на бакинскую архитектуру: основа наша, но много современного. И при этом все – в безупречной гармонии.

– Первое, что делает российский бизнесмен, став успешным, – это строит церковь. На что тратят деньги азербайджанские богатые, раз уж здесь не принято демонстрировать религиозность?

– Кто как. Строят школы, садики, больницы, поддерживают детские дома, некоторые проводят воду в деревни. Мечети – тоже иногда. Если это не для галочки, а на пользу людям, то почему нет.

– На Востоке всегда играли большое значение родственные и давние дружеские связи. Это не помеха нынешнему развитию экономики?

– У зарубежного инвестора, который приходит сюда с достойным проектом, возможностей для его успешной реализации не меньше, а может быть, даже больше, чем у местного бизнесмена.

Что главное для инвестора? Чтобы и сам он, и деньги, которые он вкладывает в экономику другой страны, были защищены. Это условие у нас обеспечивается вне зависимости от национальности, гражданства и вероисповедания. Поэтому Азербайджан сегодня считается очень привлекательным для инвестиций. Я часто слышу об этом на международных экономических инвестиционных форумах и площадках, и вижу это на практике. Количество иностранных инвесторов у нас постоянно увеличивается.

К слову, не так давно был заключен договор о сотрудничестве между “Роснефтью” и Государственной нефтяной компанией Азербайджана. Речь идет о проектах по разведке и добыче нефти и газа. В то же время сфера, не связанная с нефтедобычей и ее переработкой, тоже сильно развивается. Строится много заводов и фабрик с капиталом как из России, так и из других стран.

Активно развивается и туризм. В последние годы в стране появилось много гостиниц и туристических комплексов – от недорогих до пятизвездочных. Летом даже в самых лучших отелях места не найти.

– В то же время в России мало кто воспринимает Азербайджан как туристическую страну. Возможно, потому что он не ассоциируется с безопасностью…

– К большому сожалению, отчасти такой стереотип существует в России. Однако это неправильное мнение.

– Но ведь Азербайджан – воюющее государство.

– Не воюющее, а государство, чья территория оккупирована соседней страной, несмотря на ряд резолюций об освобождении этих земель, в том числе Совета безопасности ООН. Россия тоже признает территориальную целостность Азербайджана и Нагорный Карабах в его составе. Но пока Армения не выполняет резолюций и на языке международного права является страной-агрессором.

Не думаю, что большинство россиян относятся к Азербайджану как к воюющей стране и потому опасаются сюда приезжать. Статистика свидетельствует о большом количестве туристов как из России, так и из других стран.

Большую роль сыграл фестиваль “Евровидение”, который состоялся в прошлом году в специально построенном в Баку “Кристалл Холе”. Сейчас страна готовится принять первые Европейские олимпийские игры, которые пройдут в Баку в 2015 году.

Однажды приехав в Азербайджан, люди возвращаются сюда снова и снова и рассказывают о нашей стране своим знакомым. Мы же со своей стороны работаем над созданием туристической инфраструктуры.

Поверьте, нам есть что показать не только в Баку, но и в регионах, каждый из которых прекрасен по-своему. Кроме того, туристы чувствуют здесь свою безопасность. В любое время суток на наших улицах их никто не тронет. Это много значит. Прогуляйтесь одна по городу, и сами убедитесь.

А есть еще и так называемые национальные туристы. Ведь только в России сейчас проживает более полутора миллионов азербайджанцев. Для них важно показать своим детям историческую родину с ее традициями, языком, культурой.

– Здесь я вижу интеллигентных, умных, исполненных достоинства азербайджанцев. Откуда же в Петербурге берутся азербайджанцы, которых мы опасаемся – те, кто дерутся из-за похищенных невест и устраивают перестрелки в центре города?

– Начнем с того, что большинство петербургских азербайджанцев – люди трудолюбивые и уважаемые. Среди них есть учителя, врачи, профессора, правоохранители, работники государственных органов власти. Все они работают на благо города и общества наряду с коренными петербуржцами.

Черту закона переходят единицы. Так же, как и среди русских. Просто сейчас, когда национальный вопрос обострен, любой негативный момент с участием выходцев из других стран получает огласку и приобретает слишком большое значение. Вам начинает казаться, что все азербайджанцы такие, а это, разумеется, не соответствует действительности.

И все-таки откуда взялись эти люди? В 1988 году 360 тысяч азербайджанцев были изгнаны из Армении, еще около 700 тысяч – из Нагорного Карабаха и прилегающих семи оккупированных районов. Пять лет в стране царил хаос: руководители республики постоянно сменяли друг друга, работу было не найти, закон не работал, повсюду разгул рэкета и преступности… 

В таких условиях и относительно благополучным семьям было непросто, что уж говорить о людях, изгнанных с родных мест. Многие даже не ходили в школу. А ведь в формировании личности образование имеет важнейшее значение.
20-25 лет назад часть беженцев в поисках куска хлеба оказалась в России. Кто торговал, кто на стройке работал, кто грузчиком. Это несчастное поколение

Часть беженцев в поисках куска хлеба оказалась в России. Кто торговал, кто на стройке работал, кто грузчиком. Этому поколению просто не повезло, понимаете?

Такое поколение живет и в Азербайджане. Но здесь все стало меняться в 1993 году, когда к управлению государством пришел Гейдар Алиев, и в стране стал господствовать закон, а главное – контроль за его жестким выполнением. Да, эти люди не стали образованными, а остались обычными рабочими. Но они понимают, что себя и свою семью нужно кормить, не преступая закон, иначе очень быстро окажешься изолированным от общества. Путь оказался непрост, воспитать это поколение было большим трудом.

Я не хочу сказать, что закон не работает в России. Просто так исторически сложилось, что мы начали наводить порядок в стране раньше, в начале 1990-х, в то время как у вас тяжелые времена продолжались до 2000 года, когда президентом стал Владимир Путин.

– Вы хотите сказать, что если бы те же люди не уехали в Россию, а остались в Азербайджане, они бы сейчас были совсем другими?

– Они бы выросли в других условиях. Это несчастное поколение. Представьте себе, 1990 год. В семье два сына. Одного из них забирают в армию – защищать территорию Азербайджана. Руководство Советского Союза тогда поддерживало Армянскую республику, в том числе и оружием. Мы проигрывали, и азербайджанские парни погибали в этой мясорубке.

Отправляя одного сына в армию, мать понимала, что он скорее всего не вернется. И тогда второму сыну семья помогала убежать. Чтобы просто выжил. Таких – тысячи. Они оказались в России, Казахстане, Турции, по всему миру. Кто-то нашел себя, а кто-то стал преступником или наркоманом. Многие просто умерли от болезней, плохих условий. Восемнадцатилетние юноши – много ли они могут на чужбине? Об этом мало говорят, но это страшная трагедия.

И даже те, кто сумел построить свою жизнь, например, в России, – у них своя беда. Они женились, создали семьи, дети выросли. Казалось бы, все неплохо. Но за двадцать лет они стали чужими для Азербайджана, которые никуда не уезжали. Здесь-то все изменилось. Важно, чтобы эти люди стали частью российского общества, и больше не чувствовали себя чужими.

Несмотря на все это, по нашей статистике, за последние пять-семь лет примерно 12-14 процентов азербайджанцев вернулись обратно. Потому что те деньги, которые они зарабатывают в чужой стране в тяжелых условиях, уже можно заработать и здесь. Зарплата в тысячу манатов (то есть примерно в тысячу евро) – не проблема.

Азербайджанцы больше не стремятся за рубеж. За исключением разве что высокообразованных людей, которые востребованы международными компаниями как квалифицированные специалисты. Но это другая история, и такой трудовой миграцией можно только гордиться.

– То есть сейчас прироста малоквалифицированной трудовой миграции из Азербайджана нет?

– В этом нет смысла. Взаимодействие между нашими странами выходит на другой уровень. Азербайджанская молодежь охотно едет учиться в российские вузы – кто за свой счет, кто по правительственным программам. Государство берет на себя оплату их учебы и содержание с тем, чтобы они вернулись в Азербайджан работать. Собственно, это и есть воспитание нового поколения, которое в перспективе будет поддерживать отношения между нашими странами.

Я сам получил высшее образование в России и прожил в Петербурге 26 лет. Сейчас я уверенно и гордо говорю: сам Бог предрешил, чтобы у меня было два отчих дома – Петербург и Азербайджан. Абсолютно равноценных. За годы работы на посту почетного и генерального консула Азербайджана в Петербурге, а с недавних пор – заместителя посла в РФ я видел как много хорошего, так и, к сожалению, немного непонятного. Но уверен, пройдут годы, и все неприятное исчезнет без следа.

Это прекрасно, что у азербайджанского населения есть вера и доверие. Уверен, и в России все будет хорошо, так как здесь сильный и умелый руководитель.

Вы же видели, как в Азербайджане относятся к русским – как к своим. Никто не посмотрит косо, не скажет плохого слова. Почему же в России должно быть иначе?

– Мне кажется, что главное достижение азербайджанских властей – это не отремонтированные дороги, новые площади и даже не возрождающаяся экономика, а доверие народа. Все, кого я здесь встречала – будь то чиновник, таксист или садовник, – с уверенностью говорят: “Дальше будет еще лучше”.

– Потому что люди не просто слышат обещания по телевизору и читают отчеты о достижениях в газетах – они ежедневно видят происходящие изменения. В обществе есть гармония, люди знают, что они защищены и никакой олигарх местного значения не будет махать шашкой власти налево и направо. Да, это прекрасно, что у населения есть вера и доверие. Уверен, и в России все будет хорошо, так как здесь сильный и умелый руководитель Владимир Путин, которого по прошествии времени будут называть лидером народов России.