«Механизм расследования инцидентов должен быть составной частью процесса по выводу армянских войск с наших территорий».
Как сообщает AZE.az, интервью АПА с главой пресс-службы МИД Азербайджана Хикметом Гаджиевым.
– Несмотря на призыв к сторонам сопредседателей Минской группы ОБСЕ прекратить обвинять друг друга, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, комментируя заявления сопредседателей, вновь выступил с обвинениями. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Как отметили сопредседатели Минской группы ОБСЕ, несмотря на то, что во избежание взаимных обвинений мы не были намерены выступать с какими-либо комментариями, тем не менее, нам пришлось ответить на обвинения министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, которые искажали переговорный процесс и последнее заявление сопредседателей.
Данное заявление главы МИД Армении не что иное, как попытка оправдать неудачную политику и провокации его страны, обмануть армянский народ и международное сообщество. С этой целью Э.Налбандян даже не боится обвинять сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Он представляет в искаженной форме соглашение от 1994-1995 гг. о режиме прекращения огня, механизмы по расследованию инцидентов, встречи в Вене и Санкт-Петербурге. Несмотря на требование сопредседателей вернуть тело азербайджанского военнослужащего, он пытается лицемерно и молча обойти этот вопрос.
– Армянская сторона часто напоминает о достигнутом в 1994-1995 гг. соглашении о режиме прекращения огня. В чем причина?
– Хоть Налбандян и коснулся достигнутого в 1994-1995 гг. соглашения о режиме прекращения огня, однако он выделяет только один его эпизод. Страдающему от нарушения институциональной памяти министерству иностранных дел Армении следует напомнить, что в качестве специального приложения к соглашению о режиме прекращения огня 1994-1995 гг. был разработан график вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. Если министр иностранных дел Армении утверждает, что соглашение 1994-1995 года о режиме прекращении огня обязательно должно быть выполнено, тогда в соответствии с графиком, который является составной частью соглашения, должен быть обеспечен вывод армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. Несмотря на то, что режим прекращения огня должен создавать условия для вывода армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских земель и политического урегулирования конфликта, Армения до сегодняшнего дня злоупотребляет режимом прекращения огня, превращает его в объект политической спекуляции для продолжения и закрепления оккупации.
– Налбандян в очередной раз вносит в повестку механизм расследования инцидентов.
– Алогичные утверждения министра иностранных дел Армении в корне противоречат элементарным причинно-следственным связям. Хоть всем и известно, что причина всегда предшествует следствию, министр иностранных дел Армении или не может, или не хочет все еще понять это. Инциденты – это следствие, а причина – присутствие на оккупированных территориях Азербайджана войск Армении. После полного и безоговорочного вывода войск Армении с оккупированных территорий Азербайджана в соответствии с требованиями 822, 853, 874 и 884 резолюций Совбеза ООН не останется причин для инцидентов, а как следствие – причин для их расследования. В соответствии с проведенными в Вене и Санкт-Петербурге субстантивными переговорами по урегулированию конфликта, такой технико-вспомогательный вопрос как расследование инцидентов должен быть составной частью процесса вывода армянских войск с оккупированных земель Азербайджана. Армения, чтобы избежать решения конфликта в рамках субстантивных переговоров намеренно переводит внимание на такие вопросы, как расследование инцидентов.
– Несмотря на то, что в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ содержится требование о незамедлительном возвращении тела погибшего азербайджанского военнослужащего, министр иностранных дел Армении не затрагивает этот вопрос.
– Ясно, что 29 декабря 2016 года Армения намеренно совершила диверсию на армяно-азербайджанской границе. Начатая Арменией сразу же дезинформационная пропаганда, а вслед за этим безответственные заявления проармянски настроенного уже бывшего генсека ОДКБ Николая Бордюжи еще раз доказывают, что провокация протекала по заранее подготовленному сценарию. Целью такой опасной военной авантюры Армении было вовлечение ОДКБ в конфликт, нарушение процесса переговоров путем провокации.
Военно-политическое руководство Армении для достижения своих грязных целей готово использовать любую авантюру и ложь. Хотя в своем заявлении сопредседатели, исходя чисто из гуманных соображений, требуют немедленно вернуть тело погибшего азербайджанского военнослужащего, министр иностранных дел Армении старается молча обойти этот момент. Налбандян пытается необоснованно оправдать бесчеловечную политику своей страны, противоречащую международному гуманитарному праву и Женевским конвенциям. Он не брезгует бесстыдно называть диверсантом азербайджанского военнослужащего, рядового солдата, пропавшего без вести в результате недавней провокации Армении на границе. С каких это пор солдат, не прошедший спецподготовку, не имеющий экипировки и вооружения, стал диверсантом? Руководствуясь требованиями Женевских конвенций, совместно с международными организациями проводятся необходимые мероприятия по возвращению и передачи семье тела погибшего азербайджанского военнослужащего Чингиза Гурбанова.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, страны-члены ОДКБ и международная общественность должны принять во внимание эту опасную военную авантюру и грязные намерения Армении, создающие серьезную угрозу миру и безопасности региона, осуществляемые с целью сорвать переговорный процесс по урегулированию конфликта.
В соответствии с атмосферой встреч в Вене и Санкт-Петербурге, азербайджанская сторона совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ продолжит прилагать усилия для поэтапного урегулирования конфликта путем субстантивных переговоров, достижения в регионе устойчивого мира и безопасности.
Армения должна отказаться от политики, которая вовлекает регион в новые военные авантюры и создает опасность, положить конец оккупации азербайджанских земель и предпринять конструктивные шаги для урегулирования конфликта. Чем быстрее удастся урегулировать конфликт, тем быстрее армянский народ сможет воспользоваться возможностями сотрудничества, которые возникнут в регионе.