Художник Кабира Алиева: я скучаю по нашему солнцу, по запаху Каспия…

«У меня до сих пор очень сильная ностальгия по родному Азербайджану. Особенно по Баку, в котором я жила, с которым у меня связано детство», – считает азербайджанка Кабира Алиева.

Как сообщает AZE.az, Кабира Алиева – художник, в Лондоне проживает с 1997 года. Ее картины были представлены на многих выставках в Азербайджане, Турции, Германии, Швейцарии и Великобритании. Многие из ее работ хранятся в частных коллекциях по всему миру. А когда на ее первой персональной выставке в шесть лет (!) к ней подошла журналистка и попросила прорепетировать ответы, юная художница сказала: «Не нужно репетировать, я готова, знаю, что буду говорить!» Сегодня на портале «Окно в Россию» – рассказ художника Кабиры Алиевой…

«Наша семья выехала из Азербайджана в 1994 году. Это было тяжелое время и для нашей страны, и для нашей семьи. Родители хотели дать нам с братом хорошее образование, которое на то время в Азербайджане просто отсутствовало. Это и стало главной причиной переезда. Родители постоянно занимались поиском нам с братом педагогов для занятий дома или путей переехать в другую страну. Я училась в 6-м классе, когда папе выдалась возможность работать в Стамбуле, и мы уехали из Баку. Там мы с братом 3 года проучились в международной школе. А в 1997-м отца опять перевели по работе, на этот раз в Англию.

Англия давно была мечтой – в детстве я рисовала Лондон таким, каким представляла, а те, кто там бывали, видели рисунки и говорили, что я хорошо передавала атмосферу города. С Англией были связаны любимые музыканты, литературные произведения, фильмы, рассказы о королевской семье – словом, много всего интересного и близкого мне. Поэтому, когда выяснилось, что мы переезжаем в Лондон, вся семья была очень рада и готова к новым приключениям.

Конечно, были тогда и свои проблемы – трудно было опять менять школу, оставлять друзей в Стамбуле. Но все остальное происходило как-то естественно. Лондон настолько интернациональный город, что почувствовать себя здесь чужим маловероятно. Плюс наша семья была вместе, так что и одиночество в большом городе нам не грозило.

Мне тогда было интересно абсолютно все, впрочем, как и сейчас. В Лондоне невозможно соскучиться, здесь всегда найдется, чем заняться. Первые мои радости связаны с мюзиклами Cats и Jesus Christ Superstar, при том, что мюзиклы – это не совсем мое. Но постановки были просто великолепны! Также до сих пор помню концерт моей любимой группы Jamiroquai на Уэмбли-арене. Первые радости – это и прогулка из школы (в первый мой день в новой школе) домой с одноклассницей, которая оказалась соседкой, а впоследствии стала одной из моих самых близких подруг на всю жизнь!

А сложности больше были связаны с тем, что я скучала по Турции, по друзьям, родным – теперь мы были еще дальше от родного Баку. Было сложно привыкнуть к новой школе, новой системе, к людям. Я училась в Лондоне в американской школе, и студенты там не очень-то отражали жизнь за пределами школы. Можно сказать, что Лондон я узнала и почувствовала гораздо лучше уже после окончания школы.

Привыкла я за годы жизни здесь, наверное, ко всему, кроме погоды! Все-таки я родом из солнечного Баку – и там есть разные времена года, а в Великобритании все сезоны можно увидеть за один день, и поначалу это удивляло. Но здесь из-за этого все 365 дней в году хочется более стабильного внешнего настроения. С другой стороны, не было бы здесь столько дождливых дней, которые по-своему прекрасны, не было бы у этой страны и такой роскошной природы, какая всегда радует глаз.

И еще один момент, к которому я так и не могу привыкнуть или понять – это взаимоотношения между родителями и детьми, когда и те и другие становятся постарше. Хотя социальная поддержка пожилым здесь довольно-таки сильная, я очень часто бываю свидетельницей того, как дети отзываются о родителях и наоборот – как будто это далеко не близкие люди.

Здесь нормально определять родителей в дома для людей преклонного возраста, притом, что у детей часто бывает возможность заботиться о своих родителях самим. В азербайджанской культуре родители – это святое, и отношение к ним, соответственно, совсем другое. Я не сужу и понимаю, что здесь совсем другая культура. Просто в этом вопросе она мне не близка.

Проблемы с языком были в Турции, когда мы только выехали из Азербайджана. Было очень тяжело. В Баку мы с братом брали частные уроки английского языка где-то за год до отъезда, но этого было недостаточно. В новой англоязычной школе в Стамбуле было поначалу страшно – я почти ничего не понимала.

К сожалению, это влияло на все – на то, как мы воспринимали уроки, и на то, как трудно было общаться с одноклассниками. Но все-таки дети на самом деле схватывают языки быстро, и где-то в течение первого года в Стамбуле все стало налаживаться, слух быстро привык. Но все это сопровождалось множеством бессонных ночей дополнительных занятий. В наших советских школах, насколько я помню, акцент всегда был на грамматике, а вот нам позарез тогда не хватало словарного запаса. Хотя, в конце концов, мы стали писать грамотнее англоязычных студентов.

А если говорить о том, сохраняем ли мы здесь родной язык, то могу сказать, что в моем окружении в Лондоне очень много русскоязычных людей, мы говорим на нем дома и продолжали читать на русском, а вот с азербайджанским языком сложнее, но мы все равно очень стараемся его сохранить.

Это касается и кухни. С замужеством – а муж у меня азербайджанец – я научилась готовить несколько блюд из азербайджанской кухни и продолжаю учиться и сейчас. Мне нравится процесс готовки – по-своему творческий, который лишний раз приближает меня к моим корням, к нашим традициям. А так у нас с мужем различны как работа, так и многие интересы, поэтому, думаю, мы учимся друг у друга все время. Мне очень важно его объективное мнение по многим вопросам, особенно творческим – из-за разных профессиональных направлений, мы можем трезво взвешивать свои мысли и поступки благодаря друг другу.

Конечно, в каждой стране у человека появляются и новые привычки. Но единственное, что здесь приходит мне на ум – это отказ от «хищной» диеты. И вот уже 17 лет я вегетарианка – просто в Лондоне уже тогда вегетарианство не было какой-то новизной, и меня никто не осуждал в моем выборе – здесь достаточно легко быть вегетарианцем. А чему научила жизнь в новой стране – это, наверное, уметь думать независимо и относительно свободно, быть открытой ко многому и многим, с раннего возраста стараться не судить людей, увидев какие мы все разные (а именно в Лондоне все очень разные!), не бояться быть самой собой, ценить и уважать индивидуальность. И, наверное, самое важное – новая жизнь в другой стране научила ценить свое, свои корни и традиции еще сильнее.

В Лондоне мне пришлось поработать в разных местах. Долгое время пыталась найти себя и перепробовала многое – от работы в редакции научного журнала, в пиар-офисе большого бренда моды и работы в аукционном доме, до экспериментов в юридической конторе, когда был интерес к теме интеллектуальной собственности. А так как по образованию я биолог, то в итоге приблизилась к тому, что мне по душе (и это моя параллельная творчеству жизнь) – работа редактором в агентствах по коммуникации медицинских образовательных проектов (medical communications).

На моем пути встречались люди очень разные, но относились ко мне хорошо, не могу жаловаться! Наверное, главное, как ты выполняешь свою работу – и я старалась. На сегодняшний день, я редактор-фрилансер, что позволяет мне свободу графика для творчества и не дает далеко отойти от науки.

С нашими соотечественниками все складывалось замечательно – наверное, тогда, когда мы искали друг друга, "скучали" друг по другу. Русская диаспора тут всегда была большой и активной, а вот азербайджанская значительно возросла за последние 10 лет. И это очень хорошо – постоянные мероприятия позволяют нам заводить новые знакомства с земляками вдали от Родины и поддерживать традиции.

Также много всего появилось для детей, включая школы, что очень радует и не дает детишкам забывать о своих корнях. С появлением активной диаспоры стало легче отмечать праздники, например Новруз. А так, я постоянно слушаю азербайджанскую народную музыку и джаз, читаю и, как уже описала, стараюсь готовить нашу кухню. "Наше" живет в моем творчестве, это часто источник моего вдохновения и моих сил двигаться вперед.

Рисовать я начала в три года. И самым влиятельным педагогом для меня cтaла Катана Гази Шарифова, которая взяла меня к себе на учебу в детскую картинную галерею в возрасте четырех лет. А в 6 лет у меня уже была первая персональная выставка в Азербайджане, в 10 – вторая. Рисовала я везде и всегда, и это стало неотъемлемой частью моей жизни.

Сейчас, должна признаться, это больше волнообразный процесс. Периодами не могу остановиться, а периодами затишье. Нужно что-то пережить, что-то ощутить, чтобы вновь наполниться энергией и окунуться в творчество. А иногда наоборот – творчество дает энергию на то, чтобы жить более полноценно. Конечно, мое творчество развивалось под влиянием нескольких культур – и Азербайджана, и Турции, и Великобритании.

Еще в школе я увлеклась биологией, и тогда уже поняла, что это невероятный мир, визуальный и просто потрясающий источник идей для творчества. Так я поступила на биологический факультет. Параллельно я продолжала заниматься творчеством просто для себя. Сейчас очень рада тому, что получила научное образование. Практически не вижу границы между наукой и искусством – и создаю много идей по их совмещению и представлению в творческом мире. Творчество – это для меня смысл жизни, это моя работа и далеко не хобби. Это то, чем я должна заниматься. И чем старше становлюсь, чувствую больше ответственности за то, что должна передать свой мир зрителю, для которого он и предназначен.

У меня до сих пор очень сильная ностальгия по родному Азербайджану. Особенно по Баку, в котором я жила, с которым у меня связано детство. Сильная ностальгия по даче, где проводили лето, будучи детьми. Сейчас именно Баку очень поменялся, до неузнаваемости, но энергетика родного города настолько сильная и особенная, что не поддается никаким внешним изменениям.

Я скучаю по нашему солнцу, по запаху Каспия, по нашим горам, по нашим фруктам, по живой народной музыке и по краскам на холстах художников. Скучаю по старому городу в Баку, это мое любимое место на планете! Все это живет во мне, где бы я не находилась, и при каждой возможности я стараюсь со всем этим соприкасаться каждый год».