Интервью с заместителем председателя партии «Адалят» (Справедливость), профессором, доктором юридических наук Ильхамом Рагимов.
Bakililar.AZ представляет интервью «Новости-Азербайджан».
– На сегодня наиболее актуальная для Азербайджана проблема – карабахский вопрос. Как вы оцениваете деятельность участников МГ ОБСЕ, в частности, России?
– В свое время ООН, несмотря на принятие четырех резолюций по данному вопросу, переложила груз ответственности за решение карабахской проблемы на ОБСЕ. То есть, эта организация фактически «отфутболила» от себя лишнюю проблему, предвидя, что конфликт будет заморожен.
ОБСЕ потратила несколько лет на изучение сущности проблемы. В этом вопросе России было легче, так как она имела более полную информацию об истории региона, нежели США и Франция. Конфликт претерпел несколько этапов, и сегодня наступила стадия принятия конкретного решения по данной проблеме. ОБСЕ за все время переговоров показала себя как бессильная организация. Изучив историю конфликта, зная о признании всеми странами территориальной целостности Азербайджана, тем не менее, эта структура не в состоянии его решить.
С самого начала конфликта политические деятели, политологи говорили, что решение карабахского конфликта зависит от Запада. Я же еще тогда говорил, что это ошибочное мнение. Решение проблем на территории СНГ и за его пределами между Западом и Россией распределено. В этом контексте решение вопросов на территории СНГ, в том числе и карабахский конфликт, находится в компетенции России. Запад не в состоянии решить самостоятельно эту проблему.
Те политики и политологи, которые утверждают, что в решении этой проблемы, в первую очередь, следует считаться с мнением России, задаются вопросом: почему Москва не решает эту проблему? Но не следует сбрасывать со счетов тот фактор, что наши политики, в особенности оппозиционные, испытывают неприязнь к северному соседу, и вследствие этого не в состоянии реально оценить ситуацию.
Россия – супердержава, ее можно не любить, но надо считаться с реальностью. Многие все еще находятся во власти стереотипа, что Россия проводит имперскую политику. Допустим, были эти имперские замыслы, но теперь это в прошлом, пора забыть об этой империи.
– Тем не менее, нельзя отрицать, что Россия имеет определенные интересы на Кавказе…
– Естественно. Любая супердержава имеет интересы в малых странах. Другое дело, что какая-либо страна добивается удовлетворения своих интересов силовым путем. Но есть и такой вариант, что супердержава добивается своих целей, учитывая при этом интересы партнера. Россия в отношениях с Азербайджаном не прибегает к силовым методам. В особенности это ярко выразилось после прихода к власти в России Владимира Путина. За этот период Россия никогда не использовала силовое давление на Азербайджан. Сегодня между нашими странами прекрасные добрососедские и взаимовыгодные отношения. И я не вижу вопроса, в решении которого между Россией и Азербайджаном возникли бы принципиальные разногласия.
– Вы ранее озвучили вопрос наших политиков и политологов: почему Россия не решат карабахский вопрос? Позвольте задать этот вопрос вам: почему?
– Россия имеет очень хорошие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Поэтому она придерживается позиции, что конфликтующие страны сами должны урегулировать этот конфликт. То есть, в этом вопросе Россия выступает лишь в роли гаранта. Если Азербайджан будет решать проблему военным путем, то Россия не будет воевать на стороне Армении. И эта позиция официальной Москвы обусловлена тем, что данный конфликт зашел в тупик.
По большому счету, Азербайджан не требует от России какой-либо помощи в решении этого конфликта. Нам нужна только справедливая позиция Москвы. И в этом вопросе видны интересы Москвы. Пока этот конфликт не решен, оба государства, в какой-то степени, будут зависеть от России, и каждая из стран будет стараться «перетянуть» Москву на свою сторону. А Россия умело этим пользуется и манипулирует в собственных интересах.
– В Армении грядут президентские выборы. В преддверие выборов активизировался бывший президент Левон Тер-Петросян, который считается прозападным политиком. Как известно, Армения никогда не скрывала и не скрывает того, что является форпостом России на Кавказе. В свете этого, как по Вашему, если Тер-Петросян станет президентом, будет ли это означать, что позиции России в этой стране пошатнутся? И можно ли ожидать, что Тер-Петросян под давлением Запада пойдет на определенные уступки в карабахском вопросе?
– Для начала определимся в вопросе: что означает слово «прозападный». Существует ориентир на Запад и на Россию. Но дело в том, что сама Россия тоже ориентирована на Запад. Понятие «прозападный» было популярно и необходимо в период развала Советского Союза. Странам, обретшим независимость, необходимо было определиться, по какому пути идти, в том числе и самой России.
Но сегодня говорить о том, что та или иная личность или страна прозападная, уже не модно. Таким образом, прозападная ориентация означает и пророссийскую.
Что касается личности Тер-Петросяна. А кто сказал, что он прозападный политик? У него прекрасные отношения с Россией, и официальная Москва позитивно к нему относится. Кроме того, придет к власти Тер-Петросян или кто-то другой, кардинальных изменений в решении карабахской проблемы не будет. И он не пойдет ни на какие уступки, так как этому воспрепятствует общественное мнение в Армении. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не придет новое поколение, не пережившее этих процессов, как в Армении, так и в Азербайджане. Пока это поколение не будет готово к тому, что лидеры стран сядут за стол переговоров и согласятся на взаимные компромиссы.