Его радостно-оживленное общение с карабахскими сепаратистами в Вашингтоне вызывает множество вопросов.
Как передает AZE.az, Азербайджан имеет право и должен поднять вопрос о необходимости смены американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ, пишут Vesti.az. Американский дипломат Джеймс Уорлик, главной задачей которого является способствование мирному урегулированию армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта не может дальше выполнять свои обязанности. По той простой причине, что этот дипломат оказывает поддержку армянским сепаратистам, оккупировавшим Нагорно-Карабахский регион Азербайджана.
Обратите внимание на эту фотографию. Твиттерный дипломат мило беседует с сепаратистами на мероприятии в Капитолии, посвященном «обретению независимости арцаха», то есть, оккупации исконных азербайджанских территорий.
Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, выступающий посредником в мирном урегулировании конфликта, может миловаться с сепаратистами на их праздничной акции, посвящённой оккупации чужих земель? Но не меньшее недоумение вызывает и т.н. объяснение посольства США в Азербайджане: «США и ни одна другая страна, включая Армению, не признает Нагорный Карабах независимым и суверенным государством».
В таком случае, соизвольте ответить на вопрос: какая страна делегировала Джеймса Уорлика в Минскую группу ОБСЕ? Буркина-Фасо? Тринидад и Тобаго или, может быть, он представляет интересы папуасов?
Вы в своём уме, господа? Джеймс Уорлик представляет США, интересы Вашингтона в контексте мирного урегулирования конфликта, а не свои личные интересы. Он, наконец, посредник, а не сторонник.
Для того, чтобы не дать себя захлестнуть эмоциям, а действительно разобраться в посреднических функциях международного медиатора переговорного процесса, я обратился к нашему постоянному автору главному эксперту Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексею Синицыну с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию.
«Все функции и права международного посредника давно и достаточно четко описаны в международном праве, – сказал эксперт – в них легко разобраться. Давайте, пройдемся по этим функциям.
Первая – информационная, вторая коммуникативная, т.е. при ее реализации посредник выполняет роль некоего «почтальона», характерную для всем известной «челночной дипломатии». Далее выделим аналитическую функцию и функцию контроля над исполнением принятых сторонами решений. Есть еще одно очень важное право посредника – выступать «генератором альтернативных идей», т.е. предлагать свои собственные, порой неожиданные для сторон переговоров решения.
Но в формате Минской группы ОБСЕ сопредседатель, к примеру, от США должен согласовывать или, по меньшей мере, информировать о своих «светлых идеях» коллег от Франции и России. А теперь посмотрим в формат какой из функций укладывается, надо полагать, весьма теплая встреча Джеймса Уорлика с представителем карабахских сепаратистов, напрямую не участвующих в карабахском переговорном процессе.
Весьма показательно, что Джеймс Уорлик уже не один раз и, главное, публично давал понять мировой общественности, что лично он вовсе не прочь увидеть за столом переговоров представителей самопровозглашенной «НКР». Его радостно-оживленное общение с карабахскими сепаратистами в Вашингтоне вполне укладывается в этот ряд, но в корне противоречит его официальной миссии поиска вариантов примирения конфликтующих сторон, т.е. Азербайджана и Армении, а не Азербайджана и «НКР».
И еще одно. В дипломатической практике с прошлых веков утвердился целый ряд критериев, которым должен отвечать профессиональный международный посредник. Остановимся на трех основных позициях:
1. «Посредник должен быть экспертом, то есть субъектом, обладающим специальными познаниями по предмету переговоров». Судя по записям Джеймса Уорлика в Twitter, его «специальные познания» вызывают массу вопросов.
2. «Посредник должен пользоваться авторитетом и доверием пригласивших его сторон». Я не знаю, насколько высок авторитет господина Уорлика в глазах азербайджанской дипломатии, но то, что его политическая линия как модератора переговорного процесса не вызывает доверия – это очевидно.
3. «Посредник должен быть подчеркнуто нейтральным». Вот, в чем я абсолютно уверен, то это в том, что Джеймс Уорлик не является нейтральным посредником», – резюмировал Алексей Синицын.
Думаю, теперь официальному Баку будет ясно, в чём состоит миссия Джеймса Уорлика в Карабахском конфликте. У него все сводится к написанию, мягко говоря, неадекватных твитов и задушевным беседам на шабаше армянских сепаратистов.
P.S. После написания данной заметки, в СМИ была опубликована следующая информация: рассматривается вопрос замены сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США, которая занимается вопросом урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, сказал Trend дипломатический источник.
Азербайджан неоднократно выражал недовольство деятельностью и заявлениями сопредседателя Минской группе ОБСЕ от США Джеймса Уорлика по нагорно-карабахскому конфликту. Его недавняя встреча с «главой МИД» сепаратистского режима Нагорного Карабаха в Вашингтоне, а также участие в мероприятии, связанном с созданным на оккупированных азербайджанских территориях режимом, могут сыграть решающую роль в завершении его карьеры как посредника.