«Импортозамещение» по-армянски

Армения в настоящий момент стоит на пороге «мучной войны».

Как передает AZE.az, в Армении продолжают подводить итоги минувшего года, в том числе в экономике, пишет echo.az. И как удрученно сообщает "Голос Армении" со ссылкой на национальную статистическую службу Армении, внешнеторговый оборот страны, увы и ах, не улучшился: "…Все последние месяцы, как и годовой показатель, колеблются вокруг отметки "минус 20,6%". Практически та же неизменная динамика сопровождает все последнее время и сокрушительное падение импорта: по итогам 10 месяцев (год к году) – минус 26,6%, 11 месяцев – минус 26,2%, 12 месяцев – минус 26,5%".

Как добавляет газета, "экспортные показатели до последнего времени демонстрировали стойкость и практически сохраняли значения предыдущего года, однако по итогам 10 месяцев они уже уступали величинам 2014 года 2,2%, а по итогам 11 месяцев – уже 4,7%. За весь год (январь-декабрь 2015 года к январю-декабрю предыдущего года) экспорт несколько уменьшил падение – до минус 3,9% (напомним еще раз: падение импорта составляет минус 26,5%).

Столь большая разница между темпами падения импорта и экспорта здорово сократила внешнеторговый дефицит республики и, к слову, не позволяет серьезно девальвироваться драму".

Уточнение как минимум нелишнее: в Армении СМИ все настойчивее говорят о необходимости снизить курс национальной валюты. Да, это, конечно, болезненная мера. Но экономисты относят ее к "азбучным" способам усилить конкурентоспособность своих экспортных товаров, улучшить платежный баланс, "разогнать" экономику…

Во всяком случае, в разгар долгового кризиса вокруг Греции многие экономисты, напомним еще раз, открыто обсуждали возможность отказа от евро и возврата к драхме, чтобы страна вновь получила в свое распоряжение "валютный" рычаг воздействия на экономику и смогла бы, снизив курс денежной единицы, усилить конкурентоспособность своих товаров на рынке, увеличить объемы экспорта, подстегнуть "внутренний спрос" и "поправить дела". Процесс, конечно, длительный, но, как говорится, безболезненного лечения не бывает.

Другой вопрос, подойдет ли этот метод лечения для Армении. С одной стороны, о том, что "поправить дела" этой стране ой как необходимо, международные эксперты, напомним, заговорили еще в первую половину января.

Тогда аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) заявили, что ожидают ухудшения платежного баланса Армении в 2016 году.

Во всяком случае, об говорится в декабрьском "Макромониторе СНГ", опубликованном аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР).

Согласно докладу, возможное ухудшение сальдо платежного баланса связано с расширением дефицита внешней торговли в связи с сокращением экспорта и расширением импорта в месячном выражении. В этот период наблюдался возврат тренда к обесценению драма, усиленного укреплением доллара на мировых рынках.

"Вероятно, под воздействием расширения дефицита внешней торговли и счета текущих операций, сохраняющейся переоцененности драма, повышенной краткосрочной внешней задолженности ситуация с платежным балансом в 2016 года может ухудшиться", – говорится в докладе.

Следует ожидать сохранения давления на драм и, в контексте сложностей с привлечением прямых иностранных инвестиций, на валовые международные резервы.

С другой, местные аналитики предупреждают: для того, чтобы эта мера сработала, нужны, если угодно, предусловия.

Во всяком случае, небезызвестный Игорь Мурадян на страницах "Лрагир" уже рассуждает о том, что "главное – это достаточный уровень развития экономики, ее способность адаптироваться к различным кризисным условиям и диверсификации экономики. Если экономика находится в примитивном, трансфертном состоянии, где нет достаточных ресурсов и готовности применять новые методы управления, избегать тотальной коррупции и клановости, а также освоения новых рынков, снижение курса национальной валюты приведет к еще большему обеднению населения".

Конечно, можно поинтересоваться, в какой степени ответственность за нынешнее бедственное положение Армении несут активисты того самого "карабахского движения", в число которых входил и сам Мурадян.

Во всяком случае, именно из-за конфликта с Азербайджаном и неспособность установить нормальные отношения с Турцией Армения и оказалась в своем нынешнем "зажатом" положении.

Но, так или иначе, "Голос Армении", близкий к властям, тоже дает понять: девальвировать драм Армения позволить себе не может. Впрочем, эксперты затрудняются ответить, идет ли здесь речь о реальных экономических "выкладках" или же об интересах местных "олигархов", которые занимаются главным образом экспортно-импортными операциями, то есть ввозят в Армению зарубежную продукцию. Для них падение курса драма и, как следствие, снижение покупательной способности населения ой как невыгодно.

Другой вопрос, что армянские олигархи тем временем весьма успешно реализуют в своей стране этакое "импортозамещение" по-еревански. Во всяком случае, как пишет газета "Айкакан жаманак" в статье под красноречивым заголовком "Хапают во имя родины", на минувшей неделе депутат от правящей Республиканской партии Армении Самвел Алексанян пригласил на ужин в своем ресторане "Парвана" всех предпринимателей, занимающихся или намеревающихся заняться импортом муки.

В ходе вечера за шикарным столом Алексанян сообщил бизнесменам, что отныне импортировать муку "не советуется" (орфография армянских источников сохранена. – Ред.) "Алексанян сразу заявил, что этот "совет" он дает не по своей инициативе, а выполняет требование высшей власти. Он подробно объяснил, почему больше не нужно привозить муку из других стран.

По словам Алексаняна, дело в том, что, в частности, в России цена на муку резко снизилась, и в случае импорта в Армению российской мука местного производства не сможет с ней конкурировать. А если местная мука не будет продаваться, перестанут работать мукомольни, закроются рабочие места и так далее. Иными словами, запрет на импорт муки из России вводится ради безопасности нации, родины, страны".

Однако издание отмечает, что основным производителем муки в Армении является Баграмянский мукомольный завод, который непосредственно или опосредованно принадлежит тому же Алексаняну. То есть импорт дешевой муки из России особенно ударит именно по нему.

"В Краснодарском крае РФ килограмм муки высшего сорта оптом стоит 19 рублей – 115 драмов. Добавляем к этому 20-процентный НДС, получаем 137 драмов. Плюс цена на доставку из Краснодара в Армению, расходы на внутригосударственные перевозки, складирование и в итоге – прибыль импортера, получаем 180-190 драмов.

Это объективная цена на килограмм муки, импортированной из Краснодарского края, при наличии свободных, конкурентных условий для ее импорта. В настоящее время килограмм муки стоит в Армении 240 драмов. Именно по такой цене покупают муку цехи по производству хлеба. Разница в 60-70 драмов, или около 25%, – подводит итоги газета. По официальной статистике, за год в Армении пекут приблизительно 29 млн. тонн хлеба.

А как мы уже выяснили, в каждом килограмме муки, используемой только для выпечки хлеба, наши "мучные короли" необоснованно "зарабатывают" 60-70 драмов. На получение килограмма хлеба расходуется 700г. муки. То есть в цене на хлеб 70% составляет именно мука".

По мнению "Айкакан жаманак", "если покупать муку дешевле на 25%, цехи хлеба могут снизить цену на 17-18%. Совершив элементарное арифметическое действие, видим, что только благодаря продаже цехам по производству хлеба килограмма муки дороже на 60-70 драмов, "мучные короли" хапают около 20 миллиардов драмов или около 40 млн. долларов.

А если учесть, что муку используют также бизнес-субъекты, производящие кондитерские и макаронные изделия, схапанная сумма составит порядка 60-65 млн. долларов в год. Хапали и будут хапать: конечно, во имя безопасности нации, родины, страны", – констатирует газета. Такие вот "национальные особенности импортозамещения".